Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Р. Роллан о Шекспире

Р. Роллан о Шекспире
 

«Облик великих драм Шекспира трагичен; мысль их страшна. Но все-таки общее впечатление от его творчества лучезарно. Где же скрыто солнце?

Первый ответ, который легче всего приходит на ум: творчество Шекспира столь грандиозно, что оно охватывает все — и радость и горе, — и радость смягчает горе. Это творчество подобно самой природе: каждый может черпать в нем то, что ему нужно; тайный инстинкт толкает людей в сторону радости, и поэтому они лучше всего запоминают мечту о радости; память, соучастница сердца, спускает покрывало на печальные образы. Но мы не будем задерживаться на этом объяснении. Дело в том, что на огромном полотне, где Шекспир запечатлел видение жизни, не все ценности одинаковы: комедии, как бы они ни были поэтичны, не могут быть равноценны великим драмам; и даже сам Фальстаф, несмотря на всю излучаемую им жизнерадостность (зловещая развязка вносит, однако, значительную поправку), не занимает в ансамбле произведений Шекспира такого места, как "Король Лир" или "Кориолан". Впрочем, интерес этого вопроса в том, что, пожалуй, наиболее сильный свет исходит не от веселых героев и произведений, а от самых мрачных драм.

— освобождение духа через искусство». (Очерк «Гений — освободитель» из цикла очерков «Шекспир», 1916; перевод А. и Л. Соболевых.)