Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Р. Роллан на пути к «Жану Кристофу»

Р. Роллан на пути к «Жану Кристофу»
 

Ромен Роллан — одна из ключевых фигур литературы рубежа XIX —XX вв. Прожив долгую, насыщенную жизнь, он оставил обширное многожанровое наследие: романы, драматургию, мемуаристику, биографические, музыковедческие и искусствоведческие труды, дневники, письма. Он находился также в эпицентре общественно-политической жизни своего времени, стяжав известность и признание как антимилитарист, антифашист и xyдожник-гуманист. Среди его произведений возвышается как художественная и творческая вершина роман-эпопея «Жан Кристоф»

Ромен Роллан (Romain Rolland, 1866—1944) был уроженцем маленького городка Кламси на юге Франции (запечатленного позднее в повести «Кола Брюньон»), сыном нотариуса, который, заметив выдающиеся способности сына, решил помочь ему получить достойное образование и перебрался в Париж. В 1886 г. Роллан стал студентом Высшей нормальной школы, где проявились его многогранные интересы — литературные, философские, музыкальные, искусствоведческие.

В 1880-е годы во Франции интенсивно переводили русских классиков: И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Роллаь стал их страстным читателем и поклонником. Статья Л. Н. Толстого «Так что же нам делать?», содержащая острую критику общества, построенного на угнетении одних людей другими, ошеломила Роллана. И тогда никому не известный студент Высшей нормальной школы решил отправить яснополянскому мудрецу письмо со списком волновавших его вопросов, главным из которых был: «как жить?».

«Дорогой брат!» Гениальный писатель, работавший над письмом три дня, излагал в нем свой тезис о «ложной роли» науки и искусства, которые служат эксплуататорски классам. Роллан разделял не все воззрения Л. Н. Толстого, но ему был во многом созвучен толстовский трактат «Что такое искусство?», где говорилось, что искусство и литература призваны нравственно воздействовать на общество, возвышать и облагораживать человеческие души. Л. Н. Толстой оказал глубокое воздействие на Роллана, стал одним из его духовных спутников.

В 1889 г. Роллан окончил Высшую нормальную школу и получил предложение о двухгодичной командировке в Рим для ведения научной работы в области искусства, которое с радостью принял. Вернувшись на родину, он написал две диссертации, одна из которых была посвящена итальянской живописи XVII в., другая — истории европейской оперы. (Заметим, что в Италии побывали в эти годы крупнейшие писатели Европы и США, знакомившиеся там с шедеврами искусства: Т. и Г. Манны, О. Уайльд, Г. Джеймс.) В Италии Роллан приобщился к литературному творчеству, создав пьесы на исторические темы; он также попробовал пробиться на сцену с оперой «Ниобея». Но эта попытка не увенчалась успехом. Неуверенность в своих писательских перспективах побудила Роллана поначалу избрать преподавательскую стезю в Сорбонне, где он вел курсы по истории музыки и искусствознанию. Общение со студенческой аудиторией было важным для формирования художественной философии и эстетики Роллана, убежденного в том, что творческая деятельность должна быть исполнена нравственно-воспитательного пафоса.

Писательский путь Роллана начался с драматургии, что было по-своему закономерно. На исходе XIX в., как уже подчеркивалось, в Европе происходило рождение «новой драмы», архитектором которой стал Г. Ибсен. Происходила ломка театра развлекательного, мелкотравчатого, обслуживающего пресыщенного буржуазного зрителя. За ним следовали: в Германии Г. Гауптман, в Англии Б. Шоу, в Бельгии М. Метерлинк, в Швеции А. Стриндберг, в России А. П. Чехов, А. М. Горький, Л. Н. Андреев. В рядах представителей «новой драмы» оказался и Р. Роллан.

«Трагедии веры» и «Драмы революции». В первом, представленном такими пьесами, как «Святой Людовик» и «Аэрт», история — лишь фон, декорация, в центре находится изображение нравственных коллизий, борьба добра и зла в человеке.

В другом цикле — «Драмы революции», создававшемся на исходе 1890-х годов и отразившем социальные конфликты во Франции, события вокруг дела Дрейфуса, борьбу сил реакции и демократии, — запечатлены события Великой французской революции 1789—1794 гг. Его герои и проблемы были исполнены живой актуальности и горячо обсуждались. Наиболее значительной в цикле стала пьеса «Дантон» (1900), в центре которой — проблема революционного вождя. Их в пьесе двое — это полярные характеры: Дантон и Робеспьер. Они вместе сокрушили монархию. Но в дальнейшем их пути разошлись. Дантон устал от роли «карающего меча». Он хочет милосердия и снисхождения. Робеспьер, напротив, суров и неподкупен, это революционный фанатик, для которого любое инакомыслие недавних народных лидеров воспринимается как предательство. Единственное средство борьбы с врагами для Робеспьера и его единомышленников — нож гильотины. В итоге Дантон становится жертвой революционного террора. В 1930-е годы в новых исторических условиях Роллан завершил цикл «Драмы революции» одной из лучших своих пьес — «Робеспьер» (1938). Ее герой, Робеспьер, человек высоких идей, но оторвавшийся от народа, становится жертвой контрреволюционного переворота и кончает жизнь на плахе.

«Народный театр. Опыт эстетики нового театра» (1903), в которой обосновал программу «искусства действия», оказывающего активное нравственное воздействие на аудиторию. Театр такого типа призван ориентироваться на широкого зрителя, черпать силы в демократической среде, ибо «народный театр — ключ к целому миру нового искусства». Однако реальная практика сцены показала эфемерность его планов создания народного театра.

«героических биографий» — жизнеописаний выдающихся деятелей: государственных мужей, полководцев, ученых, людей искусства, тех, чьи деяния могли бы служить вдохновляющим примером. Была осуществлена лишь часть замысла; это своеобразный триптих: жизнеописания Бетховена, Микеланджело и Л. Н. Толстого. Пафос задуманных книг Роллан определял так: «Вокруг нас душный смертный воздух. Дряхлая Европа впадает в спячку в этой гнетущей, затхлой атмосфере... Мир задыхается. Распахнем же окна! Впустим вольный воздух! Пусть нас овеет дыханием героев».

— «мощный и чистый душой Бетховен». Роллан обращается к нему как к близкому человеку: «Дорогой Бетховен». Этот образ проходит через все творчество Роллана. В книге о гениальном композиторе, написанной взволнованно и с любовью, Бетховен предстает человеком трагической судьбы и героического характера, который посреди жизненных бедствий и страданий, перед лицом страшной для музыканта болезни — глухоты демонстрирует несокрушимую силу духа, создав великое оптимистическое произведение — завершающий «Девятую симфонию» «Гимн к Радости». Творческий подвиг Бетховена заставляет Роллана воскликнуть: «Какая битва Бонапарта, какое солнце Аустерлица могут поспорить в славе с этим сверхчеловеческим трудом, с этой победой, самой сияющей из всех, которую когда-либо одерживал дух?».

В той же эмоциональной тональности были написаны книги о Микеланджело (в которой биография соединилась с искусствоведческим анализом) и о Л. Н. Толстом.

Вся предшествующая работа Роллана, искусствоведа, музыковеда, драматурга, автора героических биографий, стала своеобразным прологом, подготовившим тот мощный творческий взлет, каким стал роман «Жан Кристоф», «главная книга» Роллана. Роман состоял из 10 частей, или книг, которые Роллан печатал в журнале Шарля Пеги «Еженедельные тетради» с 1904 по 1912 г. Работая с огромным напряжением, писатель, по его выражению, будучи всецело поглощен своим замыслом, почти десять лет «находился в доспехах» «Жана Кристофа».