Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Раннее творчество Т. Драйзера

Раннее творчество Т. Драйзера

В своей знаменитой Нобелевской речи (1930), полемически озаглавленной «Страх американцев перед литературой», Синклер Льюис особо выделил Драйзера как первого художника слова в США, который смело и бескомпромиссно стал поборником жизненной правды, освободив американскую словесность от «робости и украшательства». Подобную выдающуюся заслугу Драйзера подчеркивали многие его современники, мастера слова, даже те, кто были далеки от него по своей художественной методологии. Видный критик Генри Мекен, не раз поддерживавший Драйзера и защищавший его от нападок, писал, что он «оставил прочный и прекрасный след в американской словесности. Американская литература до и после него отличается почти так же, как биология до и после Дарвина».

Первый роман Драйзера, «Сестра Керри» (1900), написанный им в 30-летнем возрасте, не только стал важнейшей вехой на его писательском пути, но и словно открыл XX в. в американской литературе.

Теодор Драйзер (Theodor Dreiser, 1871 — 1945) родился в семье ткача, выходца из Германии. Мать, Сара Шенеб, была чешкой. Многодетная семья не вылезала из нужды. Память об этой поре никогда не покидала писателя и определила важнейшие стороны его мировидения: ощущение трагизма жизни и сострадания к беднякам и обездоленным.

С ранних лет Драйзеру пришлось зарабатывать на жизнь неквалифицированным трудом; из-за нехватки средств он сумел проучиться в Индианском университете лишь один семестр. В дальнейшем свои знания он приобрел в результате самообразования, интенсивного и целенаправленного чтения. Но главным университетом стала для него сама жизнь: наблюдения над разными ее сторонами, впечатления, полученные им примерно за десять лет работы в газетах.

Молодость Драйзера прошла в Чикаго, крупнейшем промышленном центре, знаменитом своими музеями и картинными галереями. Их посещения стимулировали пронесенный писателем через всю жизнь живой интерес к искусству, а сам город, полный социальных контрастов, стал местом действия его романов, в том числе «Сестры Керри». Драйзер позднее стал одним из лидеров «чикагской школы» писателей.

городах страны, сначала в Чикаго, потом в Сент-Луисе, Толедо, Кливленде, Питтсбурге, Нью-Йорке. Он публиковал репортажи, хронику, очерки о скандалах, криминальных историях, быте ночлежек и увеселительных заведений, составлял отчеты о судебных заседаниях.

«Газетные дни», как назвал он эту пору своей деятельности в одноименной мемуарной книге, означали для него настоящее столкновение с жизнью, с ее темными сторонами, убийствами, преступлениями, пороками, которых обычно не касалась литература, приверженная «традиции утонченности» и мифу об «американской исключительности».

В 1890-е годы сформировался круг чтения Драйзера, что во многом определило коренные стороны его эстетики и философии. Писателя восхищал «великолепный, блистательный, уверенный в себе» О. де Бальзак, психолог, знаток человеческой природы, «Александр Македонский в литературе», в творчестве которого «романтика и реализм образовали единый сплав». Были ему близки и писатели натуралисты, американские приверженцы Э. Золя, такие как Ф. Норрис, С. Крейн и X. Гарленд. Их лучшие произведения, исполненные суровой, нелицеприятной правды, предшествовали появлению романа «Сестра Керри». Драйзеровскими кумирами были и русские классики, в частности Ф. М. Достоевский, представлявший собой «великолепное воплощение русского характера». Влияние творчества Достоевского ощутимо в «Американской трагедии». Но предметом его особого восхищения был Л. Н. Толстой. Прочитав «Смерть Ивана Ильича», Драйзер писал в книге воспоминаний «Заря»: «... Я был так восхищен жизнерадостностью картин, которые мне открылись, что меня вдруг озарила неожиданная мысль, как чудесно было бы стать писателем. Если бы только можно было стать таким, как Толстой, заставлять весь мир прислушиваться к твоим словам».

Драйзера, еще не изученная в полной мере, дает о себе знать в романе «Сестра Керри». Среди философов, чьи воззрения импонировали Драйзеру, были О. Хаксли и А. Шопенгауэр; последний придавал его мировоззрению пессимистическую окраску. Как и многие писатели на исходе века, например его соотечественник Дж. Лондон, Драйзер интересовался работами Ф. Ницше с представленным в них культом сильного героя. Разделял он и идеи социального дарвинизма Э. Спенсера — популярного в США представления о жизни как об арене борьбы за существование, в которой побеждают более активные, а слабые гибнут. Однако социальная несправедливость, преуспевание богачей, зачастую ловких и безжалостных, за счет бедствующих тружеников была его писательской болью. Наконец, уже в 1910 — 1920-е годы Драйзер сделался приверженцем З. Фрейда (популярного в США даже больше, чем в Европе), учение которого было вызовом поборникам ханжеского пуританизма.