Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Путь Г. Манна к роману «Верноподданный»

Путь Г. Манна к роману «Верноподданный»
 

Генрих Манн (Henrich Mann, 1871 — 1950), как и его младший брат Томас, прочно вписан в историю не только немецкой, но и мировой литературы. Как художники слова Манны были очень разными как в области поэтики, так и в области мировидения. Они порой остро полемизировали, но их творческие контакты, дружба, переписка — замечательная страница немецкой литературной истории. Генрих Манн был «левее», радикальнее Томаса, являя тип «ангажированного» художника. Он уступал Томасу в масштабе, мощи таланта и философской глубине. Г. Манн сформировался как художник-сатирик, гуманист и антифашист. Мировая война разделила творчество Г. Манна на два этапа: художественной вершиной первого стал его роман «Верноподданный», а второго — историческая дилогия о короле Генрихе IV. Роман «Верноподданный» аккумулировал наиболее характерные черты стилистики и художественной философии Г. Манна. Он стал итогом почти двадцатилетних творческих исканий писателя, был завершен как раз в канун Первой мировой войны — в 1914 г.

Г. Манн родился в 1871 г., когда после двух победоносных войн — с Австрией и Францией — немецкие земли под эгидой Пруссии объединились в Германскую империю. Существенные черты кайзеровского государства с его военно-бюрократической структурой и националистическим духом получили критическое освещение на страницах ранних романов Г. Манна.

Он воспитывался в состоятельной, респектабельной семье владельца торговой фирмы, человека «старомодных» бюргерских представлений, не одобрявшего новейших националистических веяний. Детство прошло в старинном немецком торговом городе Любеке. Дом Маннов был одним из культурных очагов Любека. С ранних лет Г. Манн лелеял мысль о писательской стезе, позднее, перебравшись в Мюнхен, оказался в центре художественной жизни Германии; затем вместе с братом Томасом отправился в Италию, где приобщился к шедеврам ренессансного искусства. В 1894 г. Г. Манн дебютировал романом «В одной семье», впрочем, не вызвавшем интереса читателей.

— общественная активность, неравнодушие к социальному злу, гуманистические «просветительские» идеалы — изложены в его программной статье «Дух и действие» (1910). Манн порицал тех соотечественников-литераторов, которые не способны соединить «мысль и действие», пребывают в сфере «чистой» духовности, далеки от жизни и проблем, заботящих общество, а потому не видят своей миссии в том, чтобы пробудить широкие слои от покорного восприятия кайзеровского деспотизма. Монархию Г. Манн называл организацией «человеконенавистничества». Свою «сверхзадачу» он определял как «очеловечивание мира, духовное обогащение жизни».

Г. Манн испытывал особо теплое отношение к Франции, к гуманистическим, свободолюбивым традициям ее культуры. Уже это само по себе было вызовом официальной идеологии кайзеровской Германии. Свою позицию Г. Манн объяснял так: «Писателям Франции от Руссо до Золя было легко выступать против существующей власти: за ними стоял народ, у них были солдаты». Он отвергал революционное насилие, считая своим идеалом «демократию духа».

С самого начала Г. Манн стал «выламываться» из среды, к которой принадлежал по рождению. Реалии кайзеровской Германии воспринимались им со все большим критицизмом. Это обусловило решающую роль публицистического, сатирического начала в его художественном творчестве. Свою литературную карьеру Г. Манн начал с романа, иронически озаглавленного «Земля обетованная» (1900; другой перевод «Кисельные берега»). Социальный фон, выписанный в этом романе с сатирическим нажимом, — жизнь германской столицы, средоточие бюрократических структур, вольготное поле для деятельности нуворишей, банкиров, финансовых воротил, капиталистических хищников и спекулянтов. Перед нами немецкий вариант «романа воспитания», а точнее, «романа карьеры», заставляющий вспомнить бальзаковского Растиньяка или мопассановского Жоржа Дюруа. Главный герой Г. Манна — Андреас Цумзе, провинциал, сын крестьянина, приехавший в Берлин, чтобы «покорить» столицу, готовый отрешиться от понятий о чести и совести ради желанного преуспевания. Пронырливый посредственный газетчик, он вызывает ассоциации с Жоржем Дюруа. Цумзе выбирает выгодную линию поведения, сделавшись любовником стареющей супруги своего шефа, финансового магната Тюркхаймера, утопающего в роскоши. Стилистику романа помимо сатирического начала определяют ирония и гротеск.

В начале 1900-х годов Г. Манн создал трилогию «Богини», повествование в условно-романтической тональности, состоящее из трех частей: «Диана», «Минерва» и «Венера». В центре трилогии образ Виоланты д'Асси, красавицы, герцогини, предстающей как романтический символ, личность, проходящая через духовные борения и искания.

«Погоня за любовью» (1905) Г. Манн создал роман «Учитель Гнус»1 «Говорящее» имя точно выражает сущность этого персонажа. Сатирически, переходя порой к гиперболе и гротеску, описывает романист своего героя, эту персонификацию казенщины, педантизма и бездушия, пронизывающих хваленую прусскую школу, призванную воспитывать «истинных германцев». Гнус — учитель-деспот. Его воспитательная система не только жестока, но и абсурдна. Невинные шалости учеников воспринимаются как «бунт» и «подкоп под устои». Одержимый маниакальным властолюбием, он стремится постоянно кого-то разоблачать, выводить на чистую воду не только в стенах школы, но и за ее пределами, более того, подчинить себе жителей городка, которые когда-то у него учились. Роман имеет подзаголовок «Конец одного тирана». Этот поборник нравственности и «порядка» в финале романа предстает как личность аморальная, изгоняется из школы, становится владельцем притона и попадает в тюрьму. «Учитель Гнус» стал во многом своеобразным прологом к созданию знаменитого романа «Верноподданный».

Примечания.

1. Вариант русского перевода названия «Учитель Унрат». 154