Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Позднее творчество Г. Ибсена

Позднее творчество Г. Ибсена
 

Вкратце коснемся последнего двадцатилетия в творчестве Ибсена. В 1881 г. увидела свет его знаменитая драма «Привидения», яркий образец произведения с аналитической композицией. Объектом изображения в ней вновь стала буржуазная семья, которая зиждется на ложных основаниях. Ибсен определил мрачные силы, искалечившие жизнь фру Альвинг, ее сына Освальда, да и пастора Мандерса с помощью метафоры, вынесенной в заголовок: привидения — это устаревшие, но живучие понятия, верования, идеалы, которые, словно чудовища, вышедшие из моря, словно мертвецы, хватающие живых. Острая социальная критика получила продолжение и в другой «пьесе идей» — «Враг народа» (1882), неизменно актуальной, герой которой доктор Стокман — наследник пастора Бранда.

Новый творческий этап в развитии Ибсена, связанный с усилением притчевости и символики, открывается в драме «Дикая утка» (1884). Драматург несколько отошел от жесткой манеры в обрисовке героев, углубил их психологическую характеристику, у него появились ноты сочувствия к «маленьким» людям, снисхождения к их слабостям и недостаткам. В его поздних пьесах развертываются напряженные психологические коллизии («Росмерсхольм», 1886; «Гедда Габлер», 1890; «Строитель Сольнес», 1892; «Маленький Эйольф», 1894; «Йун Габриель Боркман», 1896).

— «Когда мертвые пробуждаются», в которой, как и в «Строителе Сольнесе», освещается столь актуальная в литературе рубежа XIX—XX вв. тема творчества, судьбы художника. Пьеса была снабжена подзаголовком «Драматический эпилог»; ее автор словно прощался со своей музой. Последние восемь лет тяжелая болезнь лишила Ибсена возможности творить. В 1906 г. он скончался. Страна погрузилась в траур. С тех пор слова «Ибсен» и «Норвегия» неразделимы.