Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Повесть «Письма Асперна»: материалы для анализа

Повесть «Письма Асперна»: материалы для анализа
 

Одна из лучших «хрестоматийных» повестей Джеймса «Письма Асперна» была написана в 1888 г., когда сложилась эстетика писателя и достигло высокого уровня его мастерство. Джеймс обратился к теме искусства, художника, предложив во многом ее оригинальную интерпретацию. Автор стремился ответить на вопрос: в какой мере возможно вторжение во внутренний мир писателя, в его отношения с другими людьми? Толчком к разработке сюжета послужила реальная история, произошедшая с неким капитаном Силсби, поклонником великого английского поэта-романтика П. Б. Шелли (1792—1822). Узнав, что у Клер Клермонт, тогда уже пожилой женщины, хранится переписка Шелли и его друга Байрона, он решил завладеть этими бесценными материалами. Когда Клермонт умерла, наследницей писем стала ее племянница, одинокая женщина. Она согласилась отдать письма двух поэтов лишь при условии, что Силсби женится на ней.

Этот сюжет, обогащенный деталями, а главное творческой фантазией, составляет основу повести.

1. Охарактеризуйте жанр повести, ее композицию и сюжет. Повествование ведется от лица героя-рассказчика (как и в «Дейзи Миллер»). Какой эффект достигается подобным приемом? Чем повествователь в «Письмах Асперна» отличен от Уинтербуорна, если первый — активное лицо, то второй — в основном наблюдатель? Кем можно считать героя — любителем, коллекционером или профессионалом, «историком, критиком, литератором», как он сам себя называет? Справедлива ли нелестная характеристика, которую дает себе герой: «Лицемерие, двойная игра — вот единственное, что мне может помочь. Факт прискорбный, но ради

Джеффри Асперна я готов на любую подлость»? Подтвердите справедливость этих слов, ссылаясь на текст повести.

2. Чем мотивирован выбор места действия повести? Какую роль играла Венеция в истории не только итальянской, но и европейской культуры? Назовите известных вам деятелей европейской культуры, современников Джеймса, приезжавших в Венецию, живших и работавших в этом городе.

3. Проследите развитие действия в повести, взаимоотношения героя и Тины. Как с помощью «дипломатических уловок» герой продвигается к намеченной цели? Как герой завоевывает доверие Тины?

4. Какой предстает в повести «божественная Джулиана»? Как развертывается «торг» между ней и героем? Каковы перипетии их взаимоотношений? В чем смысл примененного здесь приема контраста?

5. Проанализируйте кульминационную сцену повести, неудачную попытку похищения писем. Какую роль в повести играет сцена появления Джулианы во время похищения героем письма:

«... В ночной сорочке она стояла на пороге спальни, протянув вперед руки, обратив ко мне лицо, свободное от всяких завес, обычно его наполовину скрывающих, и тут в первый и единственный раз я увидел ее необыкновенные глаза. Они гневно сверкали, они ослепили меня...»

Можно ли считать, что эта подробность характеризует Асперна? Ведь, эти глаза любил великий поэт! А какие новые акценты вносит в понимание личности этой древней старухи, произнесенные с «неистовой» яростью слова: «А-а, гнусный писака!»?

прикасаться чужие руки? Предметом, который поможет устроить судьбу племянницы?

7. Охарактеризуйте третьего участника событий — Тину. В чем смысл финала повести?

8. Каков еще один незримый герой повести — «божественный» Асперн? Что можно сказать о нем на основании отдельных деталей, подробностей, рассеянных в тексте? Правомерно ли мнение критики о том, что в Асперне, американце, угадываются некоторые черты Байрона и Шелли? В тексте имеются хронологические даты: 1820 и 1825 гг. Как складывались судьбы Шелли и Байрона, находившихся в начале 1820-х годов в Италии? Что вам известно об их романтических увлечениях, например о романе Байрона с Терезой Гвиччиолли? Почему драгоценна каждая деталь биографии великих поэтов?

9. В чем пафос повести? Какова концепция искусства у Джеймса? Не в том ли, что оно враждебно корысти, плоским материальным расчетам и выгоде?