Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Повесть «Дейзи Миллер»: материалы для анализа

Повесть «Дейзи Миллер»: материалы для анализа

1. Если говорить о творчестве Джеймса в целом, то приходится признать, что как прозаик он реализовался успешнее всего в жанрах романа (которому посвятил специальные критико-теоретические работы) и повести. Жанр рассказа, столь популярный в литературе США XIX в., предполагающий сжатость, драматизм, увлекательный сюжет, не был стихией Джеймса. С какими особенностями его художественной методологии это связано? Назовите известные вам повести Джеймса, а также других американских писателей, предшественников и современников автора «Дейзи Миллер» в разработке этого жанра (таких как Э. По, Г. Мелвилл, Б. Гарт, Марк Твен, Дж. Лондон, С. Крейн). В литературоведении высказываются разные точки зрения относительно повести и ее соотношения с романом и рассказом. Очевидно, что повесть — это жанр в известной мере «промежуточный», который «меньше» романа, но «больше» новеллы. Речь, конечно, идет не только об объеме, но и о содержании и структуре произведения. Повесть отличается от новеллы большей протяженностью во времени, основательной разработкой сюжета и характеров. Американские литературоведы, например, называют повесть, близкую к роману, «малый» или «короткий» роман (short novel). Соотнося повесть с новеллой, называют ее «длинный» рассказ (long short story). В целом теоретики сходятся на том, что повесть — это эпический, прозаический жанр, промежуточный между рассказом и романом1.

2. Не часто наблюдается, чтобы в произведениях столь сжатого объема появился образ, значимый в общенациональном масштабе. В повести «Дейзи Миллер» Джеймс стремился ответить на вопрос: в чем «загадка» американки? Почему эта тема оказалась актуальной? Вспомним, что в XIX в. в литературе, особенно в американской, обсуждалось сравнение двух цивилизаций: Старого и Нового Света. Писатели США (а среди них Дж. Ф. Купер и Н. Готорн, Г. Мелвилл и Марк Твен, У. Д. Хоуэллс и Б. Гарт) совершали длительные вояжи за океан, приобщались к богатейшим культурным, художественным традициям европейских стран. На эту тему написано немало произведений, например: «Простаки за границей» Марка Твена. В основе довольно расхожего мифа лежало представление об американце как о «новом Адаме», носителе «простодушия» и «наивности». Эти черты обнаруживались в его столкновении с европейскими аристократами. Еще один миф — это «идеальная американка», воплощение чистоты, целомудрия, совершенных манер. Именно подобный, далекий от жизни, надуманный «имидж» насаждался «традицией утонченности», задававшей тон в литературном процессе США в последней трети XIX в. Что вам о ней известно? Почему «традиция утонченности» явилась преградой для развития реализма, искусства жизненной правды?2

3. Охарактеризуйте композицию повести, наличие в ней двух частей, освещающих два эпизода в истории героини: «швейцарский» и «римский». Выявите основные сюжетные узлы.

«Дейзи Миллер» имеется фигура повествователя — это Фредерик Уинтербуорн. Он является своеобразным посредником между изображаемым событием и читателем, участвует в событиях, предлагает свое видение и истолкование. Проиллюстрируйте эту мысль примерами из повести.

5. Охарактеризуйте повествователя Фредерика Уинтербуорна.

Какие его психологические черты вьдает его поведение? Можно ли считать его снобом, эгоистичным, приверженным ложным понятиям «хорошего тона»?

6. В чем самобытность и обаяние Дейзи Миллер? Что означает ее имя? Есть ли в нем определенный символический смысл? Какой видит ее рассказчик? Опишите ее отношение к Уинтербуорну и к итальянцу Джованньолли. В чем смысл ее «вызова» респектабельному обществу? Каким предстает это общество в повести?

Каковы его правила и понятия? Как оно подчиняется условностям? Опишите мисс Конолли, тетушку Уинтербуорна, как поборницу «приличия» и «хорошего тона».

«Дейзи Миллер» могла быть навеяна повестью И. С. Тургенева «Ася». Сопоставьте два эти произведения — их системы образов, сюжеты. Каковы были взаимоотношения двух писателей? Какие черты Тургенева-художника ценил Джеймс?

8. Почему повесть вызвала споры критиков, а у главной героини появились сторонники («дейзимиллеристы») и противники («антидейзимиллеристы»)?

9. Каковы особенности поэтики повести? В чем проявляется мастерство Джеймса как тонкого психолога и изящного стилиста?

Примечания.

— М., 2001. — С. 752-753.

2. Подробнее о «Традиции утонченности» см.: Гиленсон Б. А. История литературы США. — М., 2003. — С. 142— 164.