Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Последнее десятилетие жизни и творчества О. Уайльда

Последнее десятилетие жизни и творчества О. Уайльда
 

Драматичным оказалось последнее десятилетие жизни Уайльда, последовавшее после выхода «Дориана Грея». В начале 1890-х годов Уайльд обратился к драматургии и здесь продемонстрировал свой многогранный талант. В 1893 г. появилась его драма «Саломея», основанная на новозаветном рассказе о гибели Иоанна Крестителя. В этой пьесе, написанной на французском языке, главной героиней была иудейская принцесса Саломея, само олицетворение чувственности. В пьесе присутствовали декадентский привкус, эстетизация любви, смерти, крови, налет эротики. Уайльд явился также автором блестящих комедий, таких как «Веер леди Уиндермир» (1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Идеальный муж» (1894). Драматические коллизии у Уайльда-комедиографа развертывались в великосветской среде, состоящей, по словам одного из его персонажей, из «красивых идиотов и остроумных сумасбродов». Конфликты пьес обретали нередко остро социальный смысл и вырастали из обнаружения достаточно криминальных «тайн» так называемых «порядочных людей», их неблаговидных поступков в обществе, опутанном паутиной лицемерия.

Особенно замечательна в этом отношении комедия «Идеальный муж». В этой насыщенной живыми сюжетными коллизиями пьесе отразилось настоящее и прошлое сэра Роберта Чилтерна, товарища министра иностранных дел, «государственного мужа» с «безупречной» репутацией, примерного семьянина, сделавшего карьеру с помощью взятки.

В этой пьесе, имевшей богатую театральную судьбу, на зрителя обрушился каскад уайльдовских парадоксов, слетавших с уст лорда Горинга: «Я вовсе не романтик. Для этого я слишком молод. Предоставляю романтизм старшему поколению»; «Ничто так не старит как счастье»; «Любовь к себе — это начало длинного романа, продолжающегося всю жизнь» и др.

Он предстал перед судом по обвинению в аморальной связи с лордом Альфредом Дугласом. Вчерашний эстет, денди, художник с тонкой душевной организацией был отправлен за решетку, провел два года в камере, где был обозначен лишь буквой и цифрой на ее двери. Пытка тюрьмой была увековечена Уайльдом в «Балладе Редингской тюрьмы», одном из самых пронзительных произведений англоязычной поэзии. Заключение потрясло его. Испытав собственную боль, приобщившись к мукам товарищей по несчастью, став свидетелем смертной казни в тюремном дворе, — он стал воспринимать мир по-другому, по-новому. Понял, что темой искусства должно стать не наслаждение красотой, а человеческое Страдание. Об этом он писал в трактате «De Profundis»1

Но из тюрьмы он вышел сломанным человеком, «пародией на Оскара Уайльда». Друзья от него отвернулись, близкие бросили. Но главное — его покинуло вдохновение. Отринутый британским «истеблишментом», Уайльд уехал во Францию, где бедствовал и жил фактически на подачки. Одинокий и неприкаянный, он умер в декабре 1900 г. на 45-м году жизни.

Примечания

1. De Profundis (лат.) — из глубин.