Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
«Портрет Дориана Грея»: материалы для анализа

«Портрет Дориана Грея»: материалы для анализа
 

1. «Портрет Дориана Грея» — оригинальное, всемирно прославленное сочинение, «главная книга» Уайльда. Отыскивая ее литературные истоки, критики усмотрели лежащие на поверхности параллели с «Фаустом» И. В. Гёте. Тогда лорду Уоттону отводится роль Мефистофеля, Сибиле Вэйн — роль Гретхен. Насколько это правомерно? Очевидна параллель и с «Шагреневой кожей» О. де Бальзака (Уайльд был горячим поклонником французской литературы, некоторые произведения писал по-французски). Правомерно ли образ Рафаэля де Валентена соотносить с Дорианом Греем, а шагреневую кожу — с портретом главного героя Уайльда?

В чем проявляется, однако, оригинальность как замысла Уайльда, так и его сюжета? Толчком к написанию романа послужил визит Уайльда в мастерскую своего знакомого, художника Бэзила Уорда (отметим созвучие имен с Бэзилом Холлоуордом в романе), где писатель увидел натурщика, молодого человека редкой красоты (Уайльд был вообще неравнодушен к мужской красоте, о чем свидетельствуют его взаимоотношения с лордом Альфредом Дугласом, сыгравшим роковую роль в судьбе романиста). Натурщик тогда вызвал у Уайльда восклицание: «Какая жалость, что ему не миновать старости со всем ее уродством». Эта фраза и стала «зерном» романа. Как фантазия и воображение Уайльда позволили вырасти этому эпизоду в увлекательный сюжет?

Органичен ли роман для художественной системы писателя или он стоит особняком в его творчестве? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что в «Дориане Грее» наличествуют фантастика и притчевость, назидательность, а также условность. Именно этими особенностями отличаются сказки Уайльда — такие «хрестоматийные» образцы этого жанра, как «Счастливый принц», «Соловей и роза», «Преданный друг»; их герои приобщаются к нередко трагическим, горьким истинам бытия. В «Дориане Грее» подобный путь познания проходит главный герой. Проследите его.

2. «Портрет Дориана Грея» — нетрадиционный роман. Он побуждает читателя не только следить за сюжетными перипетиями, неизменно увлекательными, но и задумываться над теми проблемами, которые в нем заключены. В чем состоит жанровое своеобразие произведения? К какой разновидности романа относится «Портрет Дориана Грея»: философской или аллегорической, к роману-притче или «роману-параболе»? Приведите примеры близких по жанру произведений (вспомните творчество Вольтера, О. де Бальзака, А. Франса, Ф. Кафки, А. Камю, Ж. П. Сартра, Т. Манна). Как влияет притчевость романа Уайльда на психологическую многогранность и достоверность его персонажей? Роман Уайльда — о проблемах творчества, об искусстве и его природе, соотношении искусства с жизнью. В каких еще произведениях, написанных на рубеже XIX—XX вв., поднимаются данные проблемы? (Вспомните творчество Э. Золя, Г. де Мопассана, Р. Роллана, Дж. Голсуорси, Г. Ибсена, Г. Джеймса, Дж. Лондона, Т. Драйзера.)

3. Краткое предисловие к роману открывается серией сентенций и афоризмов. Какую роль играет предисловие в общем замысле романиста? Как оно соотносится с такими эссе Уайльда, как «Упадок лжи», «Критик как художник»?

Какие из этих сентенций наиболее ярко характеризуют эстетику Уайльда? Как понимать смысл афоризма: «Ненависть девятнадцатого века к Реализму — это ярость Калибана1, увидевшего себя в зеркале»?

Следует ли понимать буквально тезис: «Всякое искусство совершенно бесполезно»? Какой смысл вкладывает Уайльд в понятие «польза»? Не имеет ли он в виду плоское буржуазное здравомыслие? Охарактеризуйте сюжет, его главные, «ключевые» эпизоды, имеющие во многом символическое значение.

4. Можно ли выделить в романе экспозицию, кульминацию и развязку действия? Какой промежуток времени охвачен в романе?

5. Проанализируйте образ художника Бэзила Холлоуорда, его роль в замысле романиста и характер его взаимоотношений с Дорианом Греем. В чем смысл его жизненной и творческой позиции? Как она соотносится с эстетическими принципами Уайльда? Как Красота, которой поклоняется художник, связана для него с Правдой, т. е. категорией нравственного в жизни? Как между ним и лордом Генри разворачивается борьба за душу главного героя?

6. Охарактеризуйте лорда Генри как социально-психологический феномен дендизма. Каково отношение в нему автора? Есть ли в этом образе автобиографические черты? Приведите наиболее понравившиеся вам афоризмы лорда Генри, а также его парадоксы. Каков образ жизни лорда? Как сочетаются в нем ум, проницательность с цинизмом и, в сущности, с аморальностью?

Имеет ли нравственную основу «новый гедонизм», который лорд Генри внушает Дориану?

7. Охарактеризуйте образ главного героя. Через какие фазы развития и «падения» он проходит? Какой смысл имеет эпизод с Сибилой Вэйн? Как объясняет романист ее провал в роли Джульетты? Какова реакция Дориана на ее смерть? Как умерщвляются совесть и душа Дориана? Приведите характеристику романа Ж. К. Гюисманса «Наоборот», данную герою лордом Генри (см. конец главы X). Каково содержание названного романа, этой «библии декаданса», по словам Уайльда, и почему он увлек Дориана?

«А Дориан Грей был отравлен книгой».

Объясните на конкретных примерах смысл жизненной философии, которую исповедует Дориан: «Цель гедонизма — именно этот эксперимент на себе, а не плоды его, горькие или сладкие. В нашей жизни не должно быть места аскетизму, умерщвляющему чувства, так же как и грубому распутству, притупляющему их. Гедонизм научит людей во всей полноте переживать каждое мгновение жизни, ибо и сама жизнь — лишь преходящие мгновения». Опишите «эстетические» опыты Дориана, чувственные наслаждения, коллекционирование драгоценностей и т. д.

Как во всем этом отразилась искусствоведческая эрудиция Уайльда (см. главу XI)? Охарактеризуйте дендизм Дориана. Как безудержная жажда наслаждений Дориана перерастает в порочный образ жизни, который, в свою очередь, приводит героя к преступлению? Опишите убийство Дорианом художника и способ его сокрытия. Каково последующее развитие событий? Охарактеризуйте финал романа.

8. Проанализируйте роль портрета как художественно-философской метафоры. Раскройте смысл фразы: «С портрета на Дориана смотрела его собственная душа и призывала к ответу». Можно ли считать портрет выражением совести Дориана, от которой он хочет спрятаться?

Как в образе портрета реализуется убеждение Уайльда в превосходстве искусства над жизнью?

ли искусственный рай, который стремились создать для себя лорд Генри и Дориан? Правомерны ли были упреки критиков в адрес Уайльда, которого чуть ли не отождествляли с его героями? Какова нравственная позиция романиста?

«сладкого» существования, с неподражаемым искусством воспроизведенный романистом.

Какие качества Уайльда-художника определили силу воздействия романа на читателей, его «классический» характер?

Примечания

1 Калибан — персонаж-образ в комедии Шекспира «Буря», символ человеческого неравенства, имеющего не общественно-экономическую, а физиологическую и биологическую основу.