Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Пьеса «Кукольный дом»: материалы для анализа

Пьеса «Кукольный дом»: материалы для анализа
 

Эта пьеса, имеющая богатую сценическую историю, ставшая одним из высших достижений Ибсена, вышла в 1879 г. Она характерна для нового этапа его творчества, последовавшего после «Бранда» и «Пера Гюнта», а также всемирно исторической драмы «Кесарь и Галилеянин». Этот период охватывает время примерно от середины 1870-х до конца 1880-х годов, когда Ибсен перешел к новой творческой манере и начал создавать серию реалистических драм социально-критической направленности.

Своеобразным прологом к драме «Кукольный дом» стала драма «Столпы общества» (1877), в которой Ибсен вышел на современную ему проблематику, связанную с норвежской действительностью. Главный герой, консул Берник, образцовый делец, семьянин и гражданин, оказывается человеком, у которого неблаговидное прошлое. Тема замаскированной преступности, порочности внешне благопристойного буржуазного существования пройдет через большинство пьес Ибсена реалистического периода.

Тематика пьесы «Кукольный дом» — женская эмансипация. Движение за равноправие набирало силы в Скандинавии в 1870-е годы, но началось значительно раньше. В Норвегии одним из его вдохновителей была Камилла Колет, с которой Ибсен был дружен. При этом он поднимал женский вопрос в широком плане: как часть борьбы за человеческую свободу, достоинство; это было глубинным, внутренним содержанием всего его творчества: «То дело, за которое борются женщины, мне представляется общечеловеческим». Вместе с тем, как явствует из черновиков пьесы, героиня «Кукольного дома» Нора протестует против «мужских» законов. Ибсен глубоко понимал особенности женской психологии, которая нередко игнорировалась мужчинами. В «Кукольном доме» подобную «глухоту» и «слепоту» демонстрирует Хельмер. В набросках к «Кукольному дому» мы читаем: «... Женщина не может быть сама собой в современном обществе, которое является исключительно мужским обществом, с законами, написанными мужчинами, и с обвинителями и судьями, которые судят поведение женщины с мужской точки зрения».

— 1932), в молодости горячая поклонница творчества Ибсена, не раз встречавшаяся с драматургом. Она вышла замуж за адъюнкта Виктора Килера, который позднее заболел туберкулезом. Тогда Лаура тайно взяла займ в банке, и это помогло мужу вылечиться. В дальнейшем в связи с новым займом она попала в полосу сложных финансовых затруднений. Эта история, во многом напоминающая сюжетную линию Норы, была известна Ибсену и получила художественную трансформацию в его пьесе1.

1. Вспомните, в каких еще произведениях зарубежной литературы поставлена тема женской эмансипации. Обратите особое внимание на романы Ж. Санд.

2. Проследите основные вехи сюжета пьесы «Кукольный дом».

В чем его особенности? Что такое аналитическая композиция? Какие ее элементы обнаруживаются в тексте драмы? В каких еще пьесах Ибсена реализуется принцип аналитической композиции, когда главные события случились в прошлом, а на глазах зрителей происходит их развязка? Вспомните, как этот прием применялся в классической древнегреческой трагедии; наиболее яркий пример тому — «Царь Эдип» Софокла. Какими структурными особенностями античного театра это было обусловлено? Как мотив видимости и сущности организует художественную ткань ибсеновской пьесы?

3. В чем смысл метафоры, вынесенной в заголовок пьесы? Охарактеризуйте первый, экспозиционный акт. Какими деталями Ибсен показывает мнимое счастье и благополучие в семье Хельмера?

приемом Ибсена — обнажением преступных «тайн» и «срыванием масок» с мещанско-собственнической благопристойности? Действительно ли Нора столь наивна и беззаботна, как «куколка» или «птичка», какой она видится

Хельмеру и предстает в начале пьесы? Каков сам ее муж в экспозиционных эпизодах? Как происходит завязка драматического действия? Как обнаруживается «тайна» Норы?

4. Проанализируйте образ Норы, характер ее взаимоотношений с Хельмером по мере развития событий. Как драматург обнажает истинную сущность Хельмера? Охарактеризуйте жизненные судьбы фрау Линне и Крогстада. Какую роль играет побочная сюжетная линия — Линне и Крогстада?

«взросления» Норы. Подробно рассмотрите ее последнее объяснение с Хельмером. В чем принципиальный смысл финала для понимания замысла драмы?

Насколько психологически достоверно поведение Норы, ее решение уйти из дома? Можно ли говорить об условности, заострении проблемы, что вообще присуще драматургии? Предложив подобный «открытый финал», не заглянул ли Ибсен в будущее, провидев в Норе черты «новой женщины», которая решительно заявит о себе несколько позднее? Сможет ли Нора выйти за узкие семейные рамки и приобщиться к профессиональной и общественной деятельности? Установите внутреннюю связь пьесы «Кукольный дом» со следующей пьесой Ибсена, «Привидения» (1881), героиня которой, фрау Альвинг, напротив, смирилась с браком, построенным на ложном основании, и получила последствия подобного компромисса.

1 Подробнее см.: Адмони В. Г. Генрик Ибсен. — М., 1956. — С. 204 — 207.