Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Пьеса «Бранд»: материалы для анализа

Пьеса «Бранд»: материалы для анализа

Обратим внимание на некоторые обстоятельства творческой истории драмы. В этом первом произведении, написанном Ибсеном после отъезда в 1864 г. из Норвегии в Центральную Европу, обозначился новый творческий этап. Ибсен отходит от узконациональной проблематики, связанной с героическим прошлым его страны, переходит к обсуждению более общих вопросов, решаемых на современном материале. Пафос задуманного произведения определил и выбор художественной формы. Первоначально Ибсен начал писать поэму, масштабную по объему, так называемого «эпического "Бранда"». Он хотел показать социальные условия формирования образа главного героя, человека сурового и неуклонно целеустремленного: при этом Бранд, совсем еще ребенок, сопоставлялся со своим другом Эйнаром, будущим художником. Если Эйнар живет в благополучной семье, в идиллической атмосфере, то Бранд — в горах, в условиях суровой природы. Ибсен первоначально полагал, что драматургическая форма слишком узка и здесь более продуктивно произведение эпического типа. В дальнейшем он все же остановился на драматургической форме, предполагающей большую концентрацию действия, остроту коллизий, большие возможности философской трактовки отдельных сюжетных перипетий.

1. Критики называют драму «Бранд» романтической символико-философской драмой. Какой смысл вкладывают они в это понятие? Можно ли «Бранда» поставить в один ряд с такими произведениями, как «Фауст» И. В. Гёте и «Манфред» Дж. Г. Байрона?

2. Охарактеризуйте композицию драмы. В ней, как в классической трагедии, пять актов, действий, которые весьма неравномерны по объему: последние три действия гораздо больше двух первых, которые во многом выполняют экспозиционные функции. Докажите это на конкретных примерах. Каждое из пяти действий внутренне закончено, освещает одну из граней личности главного героя. Как бы вы охарактеризовали тему каждого из них?

главного героя?

4. В чем своеобразие образа Бранда? Случайно ли, что Ибсен сделал его священником? Присутствует ли в обрисовке главного героя романтическая условность, символическая заостренность?

Правомерно ли видеть в Бранде некоторые автобиографические черты автора (драматург свидетельствует: «Бранд есть я сам в лучшие минуты моей жизни»)? Исследователи среди возможных прототипов образа Бранда называют пастора Ламмерса, который проповедовал в родном городе Ибсена Шиене, выступал за «очищенное» и «естественное» христианство и даже вышел на некоторое время из государственной церкви. Видимо, своеобразным ориентиром для Ибсена был знаменитый датский философ Серен Кьеркегор (1813—1855), через увлечение которым он прошел; во всяком случае, лозунг Бранда «Все или ничего» восходит к названию сочинения Кьеркегора, которое можно перевести «Или — или».

5. В чем сущность программы Бранда? Герой ратует за нравственное обновление человека, самой его природы, против духовного обнищания и бессилья. Он — за нового Бога. Реальна или в известной мере утопична подобная программа? Обратите внимание на заключительный монолог Бранда в конце первого акта, в котором он указывает на своих недругов: «легкомыслие», «тугодумие», «безумие». Бранд называет их «троллями»; это, по скандинавским поверьям, фантастические существа, враждебные человеку. В какой еще пьесе Ибсена герой прямо сталкивается с троллями, олицетворяющими самодовольство и скудоумие?

Перу Ибсена принадлежит четверостишие:

— это значит все снова
С троллями в сердце бой.
Творить — это суд суровый,
Суд над самим собой.

Прокомментируйте эти слова, связав их с эстетико-философской позицией драматурга.

В чем его вина перед близкими (смерть сына Альфа, Агнес)? Объясните столкновение Бранда с фогтом. Какой смысл имеет затея фогта, предлагающего соорудить утилитарное здание, соединяющее работный дом, арестный дом, флигель для сходок и заседаний вкупе с сумасшедшим домом? Почему Бранд не удовлетворен, построив новую церковь? В чем суть его спора с учителем и пастором?

7. Проанализируйте заключительные эпизоды пятого действия.

Как складывается поход Бранда за новым идеалом, к новому храму, которым станет весь мир? Как ведут себя прихожане, услышав ложь фогта о приходе во фьорд косяка сельди? Почему они не только оставляют Бранда, но и побивают его камнями? Каков смысл этого эпизода? Не считал ли Ибсен, что толпой нередко движут материальные соображения, а героическая личность с ее призывами к духовности оказывается одинокой и ненужной?

8. Рассмотрите финал драмы. Какому испытанию подвергает Бранда видение Агнес? Какую функцию выполняет безумная Герд?

Чей голос звучит сквозь раскаты грома? Deus caritatis переводится: Бог милостив. Можно ли рассматривать эти слова как ключ, позволяющий глубже понять замысел Ибсена? Не противопоставляет ли драматург жесткой бескомпромиссности Бранда идею милосердия?

9. Рассмотрите протагониста драмы в типологическом ряду героев-одиночек, бросающих вызов обществу, погрязшему в лицемерии, эгоизме, инертности. Приведите примеры. В чем притягательная сила этого ибсеновского персонажа? Просматривается ли связь между концепциями главного героя в «Бранде» и «Докторе Стокмане»?

10. Охарактеризуйте наиболее выразительные черты поэтики драмы «Бранд». Как реализуется символическое и романтическое начало в стилистике «Бранда»? Чем обусловлена поэтичность этого произведения?