Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Общий характер творчества Г. Джеймса

Общий характер творчества Г. Джеймса

Классик американской прозы Генри Джеймс был художником слова «флоберовского» типа, беззаветно преданным писательскому призванию, постоянно озабоченным проблемами литературного мастерства. Американец по рождению, он прожил большую часть жизни в Европе, прежде всего в Англии, являя собой «билитературного» художника, принадлежащего всему англоязычному миру.

Несмотря на внушительный объем им написанного, он не имел при жизни широкой читательской аудитории, ориентировался в основном на интеллектуальную прослойку. Недостаточно оцененный современниками, он получил признание уже в XX в. Своими художественными новациями он предвосхитил некоторые важные стилевые тенденции «новой прозы», давшей у него на родине, да и в Англии произведения таких мастеров, как Ш. Андерсон, Ф. С. Фицджеральд, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Дж. Конрад, В. Вульф.

Генри Джеймс (Henry James 1843— 1916), уроженец Нью-Йорка, был сыном религиозного философа, ученого и писателя, Генри Джеймса-старшего, в доме которого собирались выдающиеся интеллектуалы своего времени. Генри Джеймс воспитывался в атмосфере высокой духовности и широких культурных интересов. Его брат Уильям Джеймс (1842—1910) был ученым-психологом и философом международного масштаба. Отец позаботился о том, чтобы дать детям блестящее образование, он хотел воспитать их «гражданами мира», приобщить к духовным богатствам, накопленным человечеством. Джеймс учился в Гарварде, затем продолжил обучение в Европе. Не в пример таким своим современникам, как Марк Твен, Дж. Лондон, Т. Драйзер, пришедшим в литературу из гущи жизни, сталкиваясь с невзгодами, нелегко пробивавшими себе путь, Генри Джеймс, свободный от материальных забот, вступил на писательскую стезю, уже владея богатой книжной культурой. Писатель кабинетного склада, далекий от суровых жизненных реалий, он вращался по преимуществу в литературно-художественной среде. С 1871 г. Джеймс постоянно проживал в Англии. Многие американские писатели, пересекавшие Атлантику, подолгу жили за океаном — в Италии, Франции, Англии. Джеймс вообще оставил родину (которую, правда, посещал время от времени) и стал добровольным экспатриантом, что имело свои глубинные причины. Америка виделась ему (да и не только ему) обществом духовно бедным, в котором восторжествовали прагматизм и культ денег. В Европе его притягивали духовные ценности, богатые культурные традиции, там он находил близкую среду литераторов-единомышленников, с которыми непосредственно общался и переписывался. Среди них был И. С. Тургенев, с которым Джеймса связывали дружеские отношения, встречи, переписка.

«простоев», обширно. Уже при жизни писателя вышло его 24-томное собрание сочинений. Он осваивал разные жанры: романы, повести, новеллы, драмы, эссе, мемуары, литературно-критические и теоретические статьи; велик его «эпистолярный пласт». Как художника его влекли по преимуществу проблемы психологические, нравственно-этические, моральные. «Психологические мотивы, на мой взгляд, — полагал Джеймс, — предлагают блестящие возможности для живописи словом: ухватить их сложность — такая задача может вдохновить на титанический труд». Вопросы социальные, политические оставались в основном вне поля его художественного внимания; ангажированность искусства, сиюминутная актуальность были ему чужды. Непреходящая ценность литературы для Джеймса заключалась в ее способности с максимальным художественным совершенством запечатлеть жизнь во всей ее полноте и многосложности.

Эта мысль одушевляет критические и теоретические работы Джеймса («Французские поэты и романисты», 1879; «Искусство прозы», 1885; «Будущее романа», 1889; «Новый роман», 1914; и др.).

Важнейшим аспектом методологии Джеймса-теоретика стала «саморефлексия», анализ собственного литературного опыта. Он писал предисловия к отдельным томам своего собрания сочинений, комментировал замыслы, высказывался по общетеоретическим литературным проблемам.

Джеймс внес вклад в разработку теории романа, прежде всего его психологической разновидности, позволяющей запечатлеть «жизнь сердца» (по словам Стендаля), внутренний мир личности. Трудно переоценить значение этих работ, поскольку XIX в. был отмечен в США господством «малого» жанра — новеллистического. Роман, по Джеймсу, выражает «непосредственное впечатление от жизни», призван передать «дух реальности», он «материя», живая и движущаяся, как и любой организм; «в ходе его развития будет обнаружена взаимосвязь его частей». Главное — гармония формы и содержания. Романы могут быть либо «хорошие», либо «плохие». Единственный критерий — уровень мастерства романиста. Но искусство писателя не мыслилось им вне содержательного аспекта созданного им произведения. Задача художника заключалась в глубине жизненных картин, в обогащении идей своего произведения.

— 1920) были в числе первых, кто активно пропагандировал в США русскую литературу, прежде всего И. С. Тургенева. Ему Джеймс посвятил четыре статьи. В художественных кругах бытовала шутка, выразившая существо ситуации: «Генри Джеймс уехал в Европу и стал читать Тургенева, а Хоуэллс остался в Америке и стал читать Генри Джеймса». В своей характеристике автора «Отцов и детей», чье влияние он, несомненно, испытывал, Джеймс отметил черты, особенно ему импонировавшие: «пристальное наблюдение», изящество манеры, «драматургический метод». Как и Тургенев, Джеймс не был склонен к комментированию, авторскому пояснению описываемого, поскольку считал, что поведение героев, их манеры, их внешний облик должны говорить сами за себя.

образ жизни, путешественники и туристы, знакомящиеся с европейской культурой. В его произведениях варьировались, в сущности, три глубинные, заботившие его темы: художественная натура, ее судьба и искания; американец в Европе, столкновение двух менталитетов, двух культурных традиций; психологические коллизии любви, долга, выбора жизненных ценностей. С точки зрения современных вкусов в его романах «Американец» (1877), «Родерик Хадсон» (1875), «Вашингтонская площадь» (1886) и некоторых других заметны известное многословие, дефицит драматизма, сдержанность в изображении чувственной стороны человеческой природы. В этом плане он соприкасался с эстетическими параметрами «традиции утонченности».

Вместе с тем в лучших своих произведениях он выступал как мастер психологической прозы. Среди его высших достижений знаменитый роман «Женский портрет» (1882), в котором он создал яркий, многогранный образ молодой американки с богатым внутренним миром, стремящейся не только удачно устроиться в жизни, но и иметь право на собственный выбор, повинуясь влечению сердца.