Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Т. Манн на пути к роману «Будденброки»

Т. Манн на пути к роману «Будденброки»

Томас Манн был признан классиком при жизни по масштабу творческих исканий, художественной оригинальности и философской глубине. Он один из художников слова, определяющих высшие достижения литературы минувшего века. Среди соотечественников он стал одним из тех, к кому с несомненной справедливостью приложимо понятие «немецкость». Его отличала органическая и крепкая укорененность в национальной литературной и духовной традиции, в культуре и языке. Он творил в разных жанрах, был замечателен как новеллист, драматург, эссеист, но прежде всего его талант был эпический и щедро реализовался в крупной романной форме. Т. Манн вошел в большую литературу очень рано, фактически с первого эпического полотна — «Будденброки» (1902), в котором воплотились лучшие черты самобытной, рано созревшей художественной методологии 26-летнего автора.

Томас Манн (Tomas Mann, 1875—1955) был моложе брата Генриха на 4 года. Он родился в Любеке и воспитывался в атмосфере духовности и культурно-художественных приоритетов, счастливо отличавших эту состоятельную, с глубокими корнями бюргерскую семью. Рано обнаружив творческие импульсы, братья организовывали домашние спектакли. В 1896 г. Т. Манн стал свидетелем яркого празднования 100-летия семейной фирмы, в котором принял участие весь Любек. Будущий Нобелевский лауреат неизменно ощущал свои социально-генетические корни: «Я горожанин, бюргер и дальний потомок немецко-бюргерской культуры», — любил повторять он.

учился в университете, около двух лет служил в страховом агентстве. Затем вместе со старшим братом Генрихом отправился в Италию, где почти два года приобщался к классическим образцам искусства. В Италии продолжалось внутреннее созревание писателя, формировалась его философия и эстетика, окрепло убеждение, что литература — главное дело его жизни.

«Фауста» олицетворял для него вершину национальной «бюргерской культуры» как воплощения высоких художественных и гуманистических идеалов. Не без горечи он полагал, что этот культурный слой сдает свои позиции под напором современной ему «цивилизации», пропитанной духом «делячества» и цинизма. Об этом он писал в эссе «Гёте как представитель бюргерской эпохи» (1926) и «Любек как форма жизни» (1926). Исследовал он и искусство современной ему «цивилизации», отмеченное чертами «болезни и смерти», в сущности, искусство декадентское.

На философское мировидение Т. Манна оказали влияние идеи Ф. Ницше и А. Шопенгауэра, которые он по-своему преломлял в своем творчестве. Не без воздействия Ницше приобщался он к таким волновавшим его проблемам, как природа декаданса, кризисные тенденции современной культуры, психология творческой натуры, «болезнь» как одна из серий в структуре гения. Т. Манн не столько разделял пессимизм Шопенгауэра, утверждавшего, что «смерть — вдохновитель философии», сколько был увлечен страстной убежденностью, с которой тот популяризировал свои идеи. Именно «главную» книгу Шопенгауэра, «Мир как воля и представление», будет читать незадолго до смерти Томас Будденброк, один из центральных героев рассматриваемого нами романа.

Как и многие художники Запада на рубеже веков, Т. Манн отдал дань стойкого увлечения русскими классиками. Среди них особо замечательными оставались для него неизменно три имени: Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов. В статье: «Гёте и Толстой» (1922) сопоставление двух писателей позволило Т. Манну высказать заветные мысли о немецкой культуре, о гуманизме и судьбах обоих гениев. Толстой оставался для него художником, который вызывает не потребность подражать, но вдохновляет на творческие дерзания. Толстой — это Антей, обретающий силы от соприкосновения с землей; писатели становятся мощнее, соприкасаясь с Толстым. Применительно к автору «Войны и мира» Т. Манн пользовался формулой: «Бессмертное здоровье, бессмертный реализм». Эпический размах Толстого, безусловно, импонировал Т. Манну, когда он, начиная с «Будденброков», стал создавать серию своих широких социально-философских полотен («Волшебная гора», «Иосиф и его братья», «Доктор Фаустус»).

— новеллистический сборник «Маленький господин Фридеман», оставшийся почти без внимания критики. Через три года увидел свет роман «Будденброки», принесший автору европейское признание. Это был случай, едва ли не уникальный, когда достаточно молодым автором создавалась столь емкая и зрелая эпическая форма, вобравшая в себя знание разных жизненных слоев, запечатлевшая богатую типологию характеров и насыщенная множеством бытовых подробностей. «Будденброкл» стали своего рода «энциклопедией бюргерской жизни».