Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Критика о романах Марка Твена

Критика о романах Марка Твена
 

«... На титуле первого издания "Приключений Гекльберри Финна" было указано: "Время действия — сорок или пятьдесят лет тому назад". Как и в "Приключениях Тома Сойера", в книге изображена американская жизнь начала 40-х годов XIX столетия, еще не расшатанных в основах глубокими социальными и политическими противоречиями, которые привели страну через два десятилетия к Гражданской войне. Однако "Приключения Гекльберри Финна" лишены лучезарности книги о Томе Сойере и душевная чистота героев оттенена сумрачными картинами повседневной жизни общества, частицу которого они составляют. <...>

Резкие антитезы повести, противопоставление неимущих и бескорыстных Гека и негра Джима стяжателям и проходимцам, с которыми они в своих странствиях сталкиваются, а равно и противопоставление опоэтизированной великой реки грязным, "словно болото", городкам на ее побережье характеризуют становление новых критических взглядов Твена на американскую жизнь как в прошлом, так и в настоящем.

"цивилизовать". С ним негр Джим, бежавший от рабовладельцев-хозяев, которые собирались продать его на низовья реки и навсегда разлучить с женой и детьми. Они плывут на плоту, рассчитывая добраться до притока Миссисипи Огайо и потом по Огайо подняться на север, в "вольные штаты". По пути они переживают множество приключений.

"Приключениях Гекльберри Финна" еще более яркое выражение. Она снова связана с рекой Миссисипи, которая многократно воспета в книге, тихая и бурливая, ночью и при солнечном свете. С Миссисипи в свою очередь неразрывно соединен герой книги — Гек Финн, который мог бы сойти за шаловливого доброго духа реки.

..."Приключения Гекльберри Финна" во многих отношениях — вершина творчества Твена. Гек и негр Джим по глубине и верности художественной характеристики принадлежат к лучшим его созданиям. Сатира и юмор насыщены социальным и психологическим содержанием. В изображении национальной жизни, природы, в народности языка книга Твена была выдающимся достижением американской литературы и во многом предопределила важнейшие тенденции ее последующего развития». (Из книги А. И. Старцева «Марк Твен и Америка», 1985.)

«... Три года спустя после "Позолоченного века" Твен публикует "Приключения Тома Сойера", первую из трех великих книг о Миссисипи его юности. Несомненно, что "Приключения Гекльберри Финна" (1885), "Жизнь на Миссисипи" (1880) и "Приключения Тома Сойера" (1876) — самые лучшие его книги, причем именно в таком порядке. Причины превосходства этих вещей над остальными очевидны: Твен не обладал особым даром композиции; целиком доверяясь интуиции, он редко заглядывал вперед, и во многих его рассказах чувствуется то какая-то неумеренность авторского воображения, то его истощенность. Его переменчивая, неопределенная техника, по мнению Хоуэллса, приближается к свободной ассоциативности.

"Гекльберри Финна" теснейшим образом связана с третьей большой книгой Твена о "речном" периоде его биографии — с "Жизнью на Миссисипи". Четырнадцать глав этих воспоминаний были опубликованы в "Атлантике" в 1875 году, и, прежде чем выпустить расширенное книжное издание их, в 1882 году он совершил памятное путешествие по местам своей юности.

... Но обладая особым даром самоанализа, Твен бесстрашно переходил от философских глубин к прилегающим мелям бурлеска и экстраваганцы. В последних главах этого великолепного романа о Геке Финне вновь появляется Том Сойер и замышляет "шикарный", сложный и бесполезный план освобождения Джима из рабства. Повествование, таким образом, заканчивается на фарсовой ноте — такой же, что начинает цикл о мальчишках из Ганнибала: сцена покраски забора. В том же ключе много лет спустя Марк Твен попытался продолжить приключения своих знаменитых героев в романе "Том Сойер за границей" (1894).

<...> "Жизнь на Миссисипи" — шедевр. По мнению Хоуэллса, Твен долго считал "Жизнь на Миссисипи" своей главной удачей... Книга, которая потребовала наименьших, вероятно, усилий, книга, словно бы вылившаяся из переполненной чаши впечатлений, — это, конечно же, "Гек Финн", лучшее его произведение, к которому вплотную примыкают "Том Сойер" и "Жизнь на Миссисипи"». (Из главы У. Диксона «Марк Твен» в книге: Литературная история Соединенных Штатов Америки : в 3 т. — М., 1978. — Т. 1; перевод Г. Злобина.)