Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Комедия «Пигмалион»: материалы для анализа

Комедия «Пигмалион»: материалы для анализа
 

В канун Первой мировой войны Шоу написал одну из самых знаменитых своих комедий — «Пигмалион» (1913), имеющую богатую сценическую историю. Между двумя произведениями, рассматриваемыми нами, пролегло целое двадцатилетие. За это время Шоу написал немало пьес, а его драматургическое мастерство окрепло, засверкало новыми красками. За «Неприятными пьесами» последовал новый цикл, названный не без иронии: «Приятные пьесы» («Оружие и человек», 1894; «Избранник судьбы», 1895; «Кандида», 1897); их внутренней темой стала «демифологизация» общественного сознания, освобождение от тех «мифов», предрассудков, которым оказались привержены его соотечественники. Следующий сборник Шоу, «Три пьесы для пуритан» («Ученик дьявола», 1897; «Обращение капитана Брасбаунда», 1899; «Цезарь и Клеопатра», 1898), затрагивал нравственно-этическую проблематику, утверждая торжество здравого смысла, рассудка над чувством, страстью, «романтическим» мировосприятием. При этом Шоу как поборник интеллектуального театра не без привычной для него шутливости объявлял себя «пуританином».

В начале XX в. к нему пришла мировая слава. Он был неутомим в изобретении оригинальных сюжетов и парадоксальных характеров, в выборе объектов для своих сатирических произведений; среди них милитаризм, ложная военная героика, ура-патриотизм, буржуазная филантропия, мщение и алчность богачей и т. д. Все это нашло отражение в его пьесах: «Человек и сверхчеловек», 1903; «Другой остров Джона Буля», 1904; «Майор Барбара», 1915; «Дилемма врача», 1908; «Разоблачение Бланко Поснета», 1909.

Подобно другим своим соотечественникам (Т. Гарди, Дж. Голсуорси, Г. Уэллсу) Шоу не прошел мимо опыта Л. Н. Толстого.

Что сближало этих писателей? Какие стороны Шоу-драматурга получили критическую оценку Л. Н. Толстого?

1. В основе пьесы — античный миф о Пигмалионе, скульпторе, который влюбился в свое мраморное изваяние, Галатею. Афродита по его просьбе оживила Галатею, и он обрел жену. Шоу, умевший «перевертывать» общепринятые представления, «перелицевал» миф. У Шоу Галатея (Элиза) «оживляет» Пигмалиона (профессор Хиггинс). В процессе анализа предстоит проследить, как меняется Хиггинс. Назовите известные вам произведения, в которых также отражены мифологические сюжеты.

Одной из задач, которые ставил перед собой драматург, было возбудить интерес у английской публики к проблемам фонетики. Он интересовался этой наукой в течение всей своей жизни и в завещании оставил значительную сумму денег на издание нового английского алфавита. Цель этой экстравагантной затеи было сблизить написание, т. е. орфографию, и произношение. Но исчерпывается ли пафос «Пигмалиона» лишь подобной узкой задачей?

Другой вопрос, заботивший Шоу, касался моральной цены научного эксперимента. Известны отрицательные суждения Шоу по поводу опытов, проводимых над животными академиком И. П. Павловым, к тому времени Нобелевским лауреатом. В пьесе Хиггинс и Пикеринг, не задумываясь над последствиями, осуществляют обучение Элизы Дулиттл.

Наконец, Шоу писал свою пьесу в расчете на определенных исполнителей; роль главной героини предназначалась Патриции Кембл, замечательной актрисе, с которой у Шоу был многолетний роман. В основном он носил эпистолярный характер, поскольку Шоу был по преимуществу человеком «головных» страстей. В этой переписке, исполненной остроумия, блеска, иронии, страсти Шоу и Пэт были достойны друг друга. Касался Шоу и роли Элизы, и общих вопросов сценического воплощения своих драм:

«... Мои пьесы требуют не режиссуры, а актерской игры, и при том самой серьезной. В них должен слышаться гул и хруст подлинной жизни, сквозь которые временами проглядывает поэзия. Для этого нужны: сказочная энергия, жизненная сила. Монотонные сладострастные красоты, какими упивается тот, кто раболепствует перед искусством, а не владеет им, для моих пьес гибельны».

При анализе пьесы надо почувствовать тот «гул и хруст подлинной жизни», о которых упоминает Шоу. Видимо, душевный взлет, который испытывал влюбленный Шоу в пору создания пьесы, отозвался в «Пигмалионе» с его блеском, остроумием и истинными художественными фантазиями и озарениями. Вот что пишет Шоу о себе в пору работы над пьесой:

«Я мечтал, и мечтал, и витал в облаках весь день и весь следующий день так, словно мне нет еще двадцати. А мне вот-вот уже стукнет 56. Никогда, наверное, не происходило столь смехотворного и столь чудного».

Письма Шоу и Кембл, составили текст знаменитой пьесы Дж. Килти «Милый лжец», в которой действовали два героя. (Во МХАТе она шла с А. Кторовым и А. Степановой, в Театре имени Моссовета — с Р. Пляттом и Л. Орловой.) Отношения Шоу и Кембл длились много лет. Она умерла в бедности и одиночестве в Париже в 1940 г. в возрасте 75 лет, пережив Шоу на 10 лет. Роль Элизы Дулиттл стала вершиной ее актерской карьеры.

2. Каковы композиция пьесы, содержание каждого из пяти действий? Выделите экспозиционные сцены «Пигмалиона». Какие факторы определяют драматический конфликт произведения? Какова система образов пьесы? Какую роль в раскрытии действующих лиц играют авторские ремарки? Приведите примеры.

— разговор Элизы и Хиггинса. Какие чувства испытывает героиня? Как это выражено? Как понимать «открытый» финал «Пигмалиона»? Кому принадлежат чувства Элизы: Хиггинсу, Пикерингу или Фредди? Какие средства использует Шоу, показывая моральное превосходство Элизы над Хиггинсом? В уста девушки драматург вкладывает такие слова:

«Вы меня вытащили из грязи!.. А кто вас просил? Теперь вы благодарите Бога, что все уже кончилось и можно будет меня выбросить обратно в грязь. На что я гожусь? К чему вы меня приспособили? Куда мне идти?»

Как этот монолог связан с общим замыслом комедии?

4. Какова, исходя из логики характера Элизы, могла бы быть ее дальнейшая судьба за пределами пьесы? В предисловии к пьесе драматург так объясняет поведение своей героини: «Есть у нее (Элизы. — Б. Г.) ощущение, что его (Хиггинса. — Б. Г.), безразличие станет больше, чем страстная влюбленность иных заурядных натур. Она безмерно заинтересована им. Бывает даже у нее злорадное желание заточить его одного на необитаемый остров...».

В чем Шоу шутит и насколько он серьезен?

за которой проглядывает личность ранимая, способная на чувства, правда скрываемые? Вспомните финал пьесы. Каким образом Элиза «оживляет» Хиггинса? Охарактеризуйте единомышленника и друга Хиггинса — полковника Пикеринга. В чем они близки, а в чем различны? Не находите ли вы в образе Хиггинса некоторые черты, близкие самому драматургу?

6. Какую роль в сюжете пьесы и в раскрытии образа Хиггинса играют домоправительница мисс Пирс и мать профессора?

7. Проследите сюжетную линию отца Элизы, мусорщика. В чем смысл произошедшей с ним метаморфозы и парадоксальность ситуации, в которой он оказался?

8. В чем состоит гуманистический пафос пьесы? Какие качества в человеке: внешние — манеры, язык, лоск или внутренние — душевные ценности — Шоу считал определяющими? Почему, не впадая в идеализацию, Шоу сделал Элизу, девушку из народа, подлинной героиней пьесы?

«драмы идей» Ибсена от «интеллектуальной драмы» Шоу? Присущи ли характерам Шоу жизнеподобие, психологизм или в них есть налет гротесковости, сатирического заострения? Приведите примеры. Раскройте тезис о том, что в пьесах Шоу присутствует «поэзия мысли». Приведите примеры искусства Шоу в построении диалогов и монологов героев. Выберите в тексте наиболее комические, парадоксальные суждения Шоу, вложенные в уста действующих лиц, в частности Хиггинса. Проиллюстрируйте его изобретательность и остроумие в создании отдельных ситуаций и эпизодов.

Напомним, что вехой в сценическом освоении Шоу на русской сцене стал спектакль «Пигмалион», премьера которого состоялась в Малом театре в Москве в декабре 1943 г. Это было время, когда СССР и Великобритания были союзниками в войне против фашизма. Пользовавшийся огромным успехом спектакль, позднее удостоенный Государственной премии, имел не только художественное, но и общественно-политическое значение. В марте 1944 г. участники спектакля отправили Шоу свои фотографии, что растрогало 87-летнего автора. Блестяще исполнившая главную роль актриса Дарья Зеркалова писала Шоу: «От всего сердца благодарю Вас за чудесный образ и мысленно передаю Вам самые лучшие цветы, которые Элиза Дулиттл нашла бы в своей корзинке».

Популярность пьесы закрепилась благодаря созданию на ее основе знаменитой музыкальной комедии (мьюзикла) Дэвида Лоу «Моя прекрасная леди».