Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Г. Ибсен на пути к «Бранду»

Г. Ибсен на пути к «Бранду»
 

Уроженцу маленькой Норвегии Генрику Ибсену суждено было стать классиком мировой литературы, основоположником, архитектором того замечательного явления общеевропейского масштаба, которое получило название «новая драма». Он стимулировал глубокую и плодотворную реформу жанра, обновления самого драматургического искусства. Его великие младшие современники Б. Шоу, Г. Гауптман, М. Метерлинк, Ю. О'Нил, А. Стриндберг, в России — А. П. Чехов, А. М. Горький, Л. Н. Андреев при всей своей оригинальности и самобытности обрели немало ценного в художественном опыте Ибсена.

Драматург творил в ту пору, когда литература Скандинавии переживала расцвет. В Дании завершал свой путь великий сказочник Г. X. Андерсен и активно выступал в поддержку реализма критик Г. Брандес. Швеция подарила миру Нобелевского лауреата С. Лагерлёф, а также А. Стриндберга, а Норвегия помимо Ибсена — прозаика, поэта и общественного деятеля Б. Бьёрнсона и К. Гамсуна, прозаика и драматурга, международно значимого художника, человека драматической судьбы.

Генрик Ибсен (Henrik Ibsen, 1828 — 1906) родился в небольшом городке Шиене в семье коммерсанта, вскоре разорившегося. В 16 лет Ибсен уже зарабатывал себе на жизнь, тогда же стал писать стихи, а позднее начал пробовать силы в драматургии. В 1850 г. дебютировал драмой «Каталина» из римской истории. Он переехал в Осло, где сблизился с кружком литераторов, но его первые драматургические опыты не имели заметного успеха. Жизнь с первых шагов словно проверяла Ибсена на прочность, учила противостоять бедности, враждебности критиков, выковывала несгибаемую веру в собственное призвание.

школой театрального мастерства. Постепенно формировались его эстетические принципы, представления о театре — серьезном, глубоком и правдивом, выполняющем гуманистическую и воспитательную функцию. Путь Ибсена, насыщенный напряженными исканиями, философскими и художественными, продолжается почти полвека. За это время проблематика и поэтика его творчества претерпели эволюцию. Манера Ибсена несколько раз заметно менялась, в связи с чем в его творчестве выделяют несколько этапов.

Написанию «Бранда» предшествовал этап, который охватывает примерно полтора десятилетия: от конца 1840-х до середины 1860-х годов, т. е. до отъезда в Центральную Европу. Ибсен в эти годы обращался к темам героического прошлого Норвегии и, шире, Скандинавии; он трактовал их в духе «национальной романтической драмы» («Иванова ночь», 1853; «Фру Ингер из Эстрота», 1855; «Воители в Хельгеланде», 1857; «Борьба за престол», 1863). Его притягивали сильные, мужественные характеры, острые, нередко трагические конфликты; все это было укором мещанскому застою, столь удручавшему Ибсена в его современниках. В 1840— 1860-е годы драматург разделял идею панскандинавизма, единения и солидарности скандинавских стран, связанных многими общими чертами в исторических и культурных традициях. Ударом для Ибсена стал крах панскандинавизма, когда в 1864 г. Дания, подвергшаяся нападению Пруссии, была фактически брошена своими соседями.

Год спустя Ибсен переехал в Центральную Европу, где жил до 1891 г.; там он оказался в эпицентре интенсивной духовной жизни, многообразных художественных исканий, столь контрастировавших с провинциальной узостью, которую он болезненно ощущал у себя на родине. Годы, проведенные в Риме, Дрездене, Мюнхене, означают творческий взлет Ибсена, его высшие достижения, обретение им мировой славы. Но при этом он не порывал связей с родной почвой. Герои его пьес — норвежцы, в пьесах присутствуют национальный колорит, фольклорная стихия (в «Пере Гюнте» это остро почувствовал великий соотечественник Ибсена композитор Э. Григ), но характеры, конфликты, проблемы — глубоки, оригинальны, масштабны в социально-философском плане.

Во второй половине 1860-х годов Ибсен создал две пьесы, внутренне связанные, образующие своеобразную дилогию: «Бранд» (1865) и «Пер Гюнт» (1867). В них предстает уже «новый» Ибсен: самобытный сильный художник, тяготеющий к философским обобщениям.