Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Годы становления А. Франса

Среди своих прославленных современников, таких, как Э. Золя, Г. де Мопассан, Р. Роллан, братья Гонкуры, А. Франс выделялся не только как живой классик, мэтр, но и как художник, особенно глубоко укорененный в национальную культуру и традиции. За почти 60-летний творческий путь он прошел через разнообразные художественно-философские искания, выступил как романист, новеллист, поэт, эссеист, историк, авторитетный литературный критик, мемуарист. Он был истинным наследником французских просветителей, и его мысль, свободная, живая, изящная, оставалась едва ли не главным наполнением его книг.

Годы становления А. Франса

Анатоль Франс (Anatole France, 1844—1924) был сыном книгопродавца Франсуа Тибо, который в юности батрачил, а потом выбился в люди, стал владельцем книжной лавки в Париже. С ранних лет будущий писатель (взявший позднее псевдоним Франс) помогал отцу, составлял каталоги, с наслаждением рылся в старинных рукописях и фолиантах, выказав страсть к чтению. Это позволило ему накопить завидный запас гуманитарных знаний. В 15 лет за сочинение историко-литературного характера «Легенда о святой Родогунде» он были удостоен награды.

Среди его кумиров были Рабле, наполнивший свои произведения мощной карнавальной, языковой стихией, и Вольтер, философ, сатирик, непримиримый к невежеству и фанатизму. Из современных ему мыслителей особенно созвучен Франсу был Огюст Ренан (1829— 1892), ратовавший (в книге «Жизнь Христа», 1863) за соединение жизни и религии и в то же время бывший релятивистом и скептиком по отношению к плоским «прописным истинам». Франс дебютировал как поэт, приверженный к эстетике «Парнаса». Он разделял пристрастие «парнасцев» к «божественному слову», к совершенной отточенной форме (сборник «Золоченые поэмы», 1873); осваивал он и популярные у «парнасцев» античные образы и сюжеты (поэма «Коринфская свадьба», 1876).

литературы, языка. Это были живые образцы писательской критики, отмеченные не только взыскательным вкусом, но и обширными филологическими познаниями. Среди любимых русских классиков были И. С. Тургенев и Л. Н. Толстой. О последнем он писал: «Толстой — это великий урок».

«Преступление Сильвестра Бонара» (1881). В центре его — фигура, характерная для главной франсовской типологии, кабинетный ученый-гуманитарий, книжник, далекий от жизненных реалий, погруженный в свои историко-филологические штудии. Посредством своих излюбленных приемов — иронии, сатирического заострения Франс обнажал двуличие «респектабельного общества». Роман имел успех; его главного героя, Бонара, критика назвала «полным жизни образом, вырастающим до символа». Как прозаик Франс обрел свой стиль, свою манеру. Но при этом он обогащал методологию, расширял тематику. Художник-мыслитель, гуманист, он пребывал в гуще общественно-политических и художественных проблем своего времени. Его взгляд на мир претерпевал определенные перемены. К концу 1880-х годов он не только сделался уже французским писателем первого ряда, но и получил признание в Европе. Это подтвердил и его роман «Таис» (1890).