Среди своих прославленных современников, таких, как Э. Золя, Г. де Мопассан, Р. Роллан, братья Гонкуры, А. Франс выделялся не только как живой классик, мэтр, но и как художник, особенно глубоко укорененный в национальную культуру и традиции. За почти 60-летний творческий путь он прошел через разнообразные художественно-философские искания, выступил как романист, новеллист, поэт, эссеист, историк, авторитетный литературный критик, мемуарист. Он был истинным наследником французских просветителей, и его мысль, свободная, живая, изящная, оставалась едва ли не главным наполнением его книг.
Годы становления А. Франса
Анатоль Франс (Anatole France, 1844—1924) был сыном книгопродавца Франсуа Тибо, который в юности батрачил, а потом выбился в люди, стал владельцем книжной лавки в Париже. С ранних лет будущий писатель (взявший позднее псевдоним Франс) помогал отцу, составлял каталоги, с наслаждением рылся в старинных рукописях и фолиантах, выказав страсть к чтению. Это позволило ему накопить завидный запас гуманитарных знаний. В 15 лет за сочинение историко-литературного характера «Легенда о святой Родогунде» он были удостоен награды.
Среди его кумиров были Рабле, наполнивший свои произведения мощной карнавальной, языковой стихией, и Вольтер, философ, сатирик, непримиримый к невежеству и фанатизму. Из современных ему мыслителей особенно созвучен Франсу был Огюст Ренан (1829— 1892), ратовавший (в книге «Жизнь Христа», 1863) за соединение жизни и религии и в то же время бывший релятивистом и скептиком по отношению к плоским «прописным истинам». Франс дебютировал как поэт, приверженный к эстетике «Парнаса». Он разделял пристрастие «парнасцев» к «божественному слову», к совершенной отточенной форме (сборник «Золоченые поэмы», 1873); осваивал он и популярные у «парнасцев» античные образы и сюжеты (поэма «Коринфская свадьба», 1876).
литературы, языка. Это были живые образцы писательской критики, отмеченные не только взыскательным вкусом, но и обширными филологическими познаниями. Среди любимых русских классиков были И. С. Тургенев и Л. Н. Толстой. О последнем он писал: «Толстой — это великий урок».
«Преступление Сильвестра Бонара» (1881). В центре его — фигура, характерная для главной франсовской типологии, кабинетный ученый-гуманитарий, книжник, далекий от жизненных реалий, погруженный в свои историко-филологические штудии. Посредством своих излюбленных приемов — иронии, сатирического заострения Франс обнажал двуличие «респектабельного общества». Роман имел успех; его главного героя, Бонара, критика назвала «полным жизни образом, вырастающим до символа». Как прозаик Франс обрел свой стиль, свою манеру. Но при этом он обогащал методологию, расширял тематику. Художник-мыслитель, гуманист, он пребывал в гуще общественно-политических и художественных проблем своего времени. Его взгляд на мир претерпевал определенные перемены. К концу 1880-х годов он не только сделался уже французским писателем первого ряда, но и получил признание в Европе. Это подтвердил и его роман «Таис» (1890).