Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Г. де Мопассан на пути к вершинам

Г. де Мопассан на пути к вершинам
 

Я вошел в литературу как метеор», — написал Мопассан после публикации в 1880 г. одной из самых знаменитых в мировой литературе новелл — «Пышки».

Писательская судьба Ги де Мопассана (Guy de Maupassant, 1850— 1893) сложилась благоприятным образом: не в пример другим писателям, на долю которых выпали суровые испытания, особенно в начале пути. Его талант был рано замечен, получил поддержку и необходимые условия для развития.

Мопассан принадлежал к обедневшей дворянской семье, которой не были чужды художественные интересы. Когда родители писателя разошлись, юноша предпочел остаться с матерью, наделенной художественным вкусом, стимулировавшей литературные устремления сына. Детство и юность будущего писателя прошли в Нормандии, его малой родине: он полюбил природу этого края, знал ее людей, описал все это в своих произведениях. Затем будущий писатель учился в Руанском гуманитарном колледже, где преподавал поэт Луи Буйе, сразу же отметивший одаренного ученика. Его мать была знакома с Флобером, также жившем в Руане, и переписывалась с ним. Буйе и выдающийся «мэтр» стали опекать Мопассана, следили за его творческим становлением. Как он вспоминал позднее, они дали ему силу «вечно дерзать». В дальнейшем Флобер оставался внимательным и взыскательным литературным наставником Мопассана.

по совету Флобера, почти ничего не писал, неспешно накапливая жизненный и литературный опыт. После триумфа «Пышки» он сразу выдвинулся в число французских писателей первого ряда.

Так начался творческий взлет писателя, продолжавшийся примерно до 1887— 1888 гг. За этот недолгий срок Мопассан выпустил несколько новеллистических сборников, четыре романа, очерковые книги.

Исключительно требовательный к себе, молодой писатель быстро вырос в оригинального и яркого художника слова. Вырабатывая собственную художественную методологию и поэтику, он усвоил уроки многих писателей, но прежде всего Флобера и Тургенева.

Флобер укреплял убеждение Мопассана в том, что талант — это непрерывный труд и долготерпение, преданность своему призванию, стремление к языковому и стилевому совершенству. Тургенев, с которым Мопассан был лично знаком, воплощал для него лучшие традиции русской классики, пафос жизненной правды, гуманизм, веру в добрые качества, заложенные в простых людях. Мопассану импонировала тургеневская манера творчества, ее изящество, лаконизм, мягкий лиризм. Он писал о Тургеневе: «Не было души более открытой, более тонкой и более проникновенной, не было таланта более пленительного, не было сердца более честного и более благородного». В авторе «Отцов и детей» Мопассана притягивали гуманизм, вера в добрые начала, заложенные прежде всего в простых людях, которым свойственны великодушие и душевная щедрость.

В художественной методологии самого Мопассана, реалистической в своей основе, отозвались некоторые тенденции современной ему французской словесности, отдельные черты натурализма, символизма и импрессионизма.

«Пышке», самой знаменитой из примерно трехсот новелл Мопассана, решительно проявилась его оригинальность как мастера малого жанра: умение в частном увидеть значительное, типическое. В пассажирах дилижанса запечатлено французское общество в миниатюре, а в описанном эпизоде обнажены эгоизм, трусость и подлость так называемых «порядочных людей».

Опираясь на национальную новеллистическую традицию, фольклорные сюжеты, фаблио, Мопассан явил качественно новый уровень жанра, став его классиком. В его новеллистке переливаются богатый спектр сюжетов, приемов и форм, остроумие и лаконизм, тонкий юмор, изящная ирония, меткость деталей, а главное — мозаика человеческих судеб и характеров. По словам А. П. Чехова, после Мопассана невозможно было писать по-старому.

— социально значимое лицо. «Мы живем в буржуазном обществе, — писал Мопассан. — Оно ужасающе посредственно и трусливо». В его новеллистике представлена щедрая мозаика тем и человеческой типологии. Он выводит людей средних, заурядных, мелких чиновников («В кругу семьи», «Награжден»); жриц любви («Заведение Телье»); ситуации, связанные с адюльтером («Комната № 11», «Подруга Поля»); драматические события Франко-прусской войны; героизм простых людей («Мадемуазель Фифи», «Панама Милон», «Старуха Соваж»); колоритные зарисовки быта и нравов крестьянства («Туан», «Нормандец», «Нормандская шутка»). Он не только писал об эгоизме, скаредности, пошлости буржуа, но и не скрывал радостного удивления перед великодушием («Папа Симона») и красотой истинной любви («Лунный свет»).

Проблематика, сюжетные ситуации, самый почерк Мопассана-новеллиста «просвечивают» в его романах. Оба жанра, романный и новеллистический, были равно органичны для его писательской индивидуальности, они взаимодействуют в рамках его художественной системы. Наверное, к нему, как и к Тургеневу, применимо понятие «миниатюрист». В его романах, обычно небольших по объему, чуждых многословия, заметно деление на отдельные эпизоды и сцены, выписанные рукой мастера малой формы. Вместе с тем характеры главных героев в романах нарисованы с необходимой полнотой и подробностью, показаны в рамках значительного временного отрезка, «интегрированы» в конкретный социум.

— романом «Жизнь» (1883), в котором продемонстрировал глубину проникновения в душевный мир женщины, искусство лепки характеров, тонкий параллелизм пейзажа и психологического состояния героя. «Жизнь» — роман психологический и одновременно исторический. Действие романа происходит в первой половине XIX в. В центре романа (а его название можно было бы перевести как «Одна жизнь») — судьба героини Жанны де Во, прослеженная от юности до старости как цепь надежд, взлетов, разочарований и нарастающей горечи, столкновений поначалу наивного юного существа с неприглядными жизненными реалиями. За бытовыми перипетиями просматривается философский смысл романа, стремление понять и оценить само человеческое бытие, что находит свое выражение в, пожалуй, ключевой фразе романа, вложенной в уста служанки Розали: «... Жизнь не так хороша, да и не так уж плоха, как думается».

«Жизнь» «превосходным романом, не только несравненно лучшим романом Мопассана, но едва ли не лучшим французским романом после "Miserables" ("Отверженные" В. Гюго. — Б. Г.)». Не менее восторженно отозвался Тургенев: «Роман — прелесть и чистоты чуть ли не шиллеровской».

«Милый друг», появился два года спустя, в 1885 г. В нем Мопассан запечатлел конкретные реалии Франции начала 1880-х годов, эпоху Третьей республики, которую называли «республикой без республиканцев», временем цинизма, пошлости, всеобщей продажности.

Новая эпоха вызвала к жизни новых героев, точнее говоря «антигероев». Одного из них, данного крупно, масштабно, поистине увековечил Мопассан.