Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Цикл Ругон-Маккары» и роман «Западня»

Цикл Ругон-Маккары» и роман «Западня»

Золя — одна из ключевых фигур изучаемого курса. Романист, теоретик искусства, критик, публицист, он сыграл выдающуюся роль поборника жизненной правды не только в литературе Франции; его присутствие ощутимо также в литературе Германии, США, Великобритании, скандинавских стран.

Эмиль Золя (Emile Zola, 1840—1902) родился и провел детство в маленьком городке Экс. Мать была француженкой, отец — итальянцем, талантливым инженером, мостостроителем. Литературные таланты Золя обнаружились еще в школе. Переехав в Париж, он долгое время терпел нужду, служил мелким чиновником, скитался по квартирам. В 1864 г. вышел его первый роман — «Исповедь Клода». В середине 1860-х годов он сблизился с художниками-импрессионистами (К. Моне, Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега и др.), подвергавшимися нападкам официальной академической критики, и активно их защищал в своих ранних статьях искусствоведческого характера. Роман «Тереза Ракен» (1867), в котором были реализованы некоторые принципы натурализма, принес Золя известность. Затем последовал роман «Мадлен Фера» (1868).

— романного цикла «Ругон-Маккары». Одновременно Золя активно работал как критик и теоретик натурализма, излагал свои положения в ряде программных статей (сборники «Экспериментальный роман», 1880; «Натурализм в театре», 1881; «Наши драматурги», 1881; и др.). Эти выступления Золя вызвали резкую полемику и нападки его недругов. Среди тех, кто его поддерживал, был И. С. Тургенев.

«произведение искусства — это уголок природы, увиденный через темперамент художника». Верность природе означала: точность наблюдения, воспроизведения всех сторон жизни, включая самые «темные», «неэстетичные»; отказ от романтических преувеличений, объективность; научный подход к художественному творчеству, применение достижений физиологии и медицины, также теории наследственности к интерпретации поведения индивида; уподобление труда писателя работе исследователя-экспериментатора в лаборатории. Золя настаивал на аполитичности художника слова, но не всегда следовал этому правилу, его искусство было одушевлено неприятием режима Второй империи. Настаивая на том, что человек зависит от среды, нередко является ее продуктом, он не отказывал ему в способности преодолевать враждебные обстоятельства. В созданной Золя концепции «научного» романа, основанного на серьезном изучении автором действительности, — что не исключало его фантазии, воображения, домысла, — были свои глубоко привлекательные стороны. Вообще, в своей художественной практике Золя не всегда точно следовал постулатам натуралистической доктрины.

Свою романную эпопею Золя характеризовал как «биологическую и общественную историю одной семьи в годы Второй империи». Глубинная тема всех романов серии — судьба двух ветвей семьи Ругон-Маккаров, одна из которых «здоровая», другая — «больная»; судьба нескольких поколений, представителей разных социальных групп, от министров и крупных финансистов до крестьян, ремесленников, рабочих, женщин легкого поведения, художников. Эти персонажи были «вписаны» в исторический контекст Франции эпохи Второй империи. Однако по мере реализации замысла Золя отходил от достаточно узкой задачи, выходя на глубокую психологическую и общественно-политическую проблематику.

Серия открывается романом «Карьера Ругонов». Постепенно план расширялся, цикл состоял уже из 20 романов, в которых действовали представители двух ветвей рода. За романом «Карьера Ругонов», ставшим своеобразным прологом серии, последовали другие: «Добыча» (1872), «Чрево Парижа» (1873), «Завоевание Плассана» (1874), «Проступок аббата Муре» (1875), «Его превосходительство Эжен Ругон» (1876).

«Западня», вызвавший острую полемику в прессе, резкие нападки на Золя и одновременно имевший шумный читательский успех, — одно из принципиально значимых звеньев в серии «Ругон-Маккаров». В нем решительно проявились художественная сила, смелость и новаторство Золя. Сам романист писал, что его роман — «картина жизни определенной части рабочего класса, и в первую очередь литературный опыт — попытка воссоздать язык парижских предместий». Вместе с тем роман решал не только художественные задачи. «Я утверждаю, — писал Золя, — что книга послужит страшным уроком и что никогда еще роман не был продиктован столь честными намерениями». Выход романа Г. де Мопассан назвал «громадным, исключительным успехом».