Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
«Человек-невидимка»: материалы для анализа

«Человек-невидимка»: материалы для анализа
 

1. Как в романе реализовалась мечта людей об обретении невидимости и огромных возможностей, с этим связанных? Известны ли вам другие произведения, в которых присутствует мотив невидимости? В чем «реальность» сюжета Уэллса? На каком принципе физики базируется открытие, совершенное уэллсовским героем Гриффином?

2. Почему «Человек-невидимка» занимает особое место среди фантастических романов Уэллса? Можно ли говорить о «фантастике» в чистом виде или мы имеем оригинальный жанровый синтез, в котором фантастика соединена с повествованием социально-психологического характера и притчей, философской аллегорией? Какова ваша точка зрения?

3. Охарактеризуйте композицию и сюжет романа. Как используются приемы ретроспекции, «рассказа в рассказе», раскрывающие предысторию героя?

агрессивность Невидимки?

5. Охарактеризуйте образ Гриффина и приемы его обрисовки.

Каковы основные этапы его жизни, о которых он рассказал Кемпу? Почему талант Гриффина, занимающегося медициной, физикой, химией, не может получить признания в обществе, в научной среде? Каковы мотивы, заставляющие Гриффина изображать тяжелую, нередко мучительную стезю исследователя-одиночки, пребывающего в безвестности, вынужденного ради достижения своих целей идти на преступление (убийство отца)? В чем внутренняя противоречивость характера Гриффина как ученого, его положительные и отрицательные черты? Можно ли считать, что Гриффин меняется по мере выпавших на его долю испытаний? Как описан Уэллсом эксперимент, процесс совершения Гриффином открытия и его проверки? Насколько конкретен романист в главе 19, где он дает описание эксперимента? Какие обстоятельства биографии Уэллса помогли ему верно уловить важные черты психологического облика ученого? Став невидимым, Гриффин не только не извлекает преимущества из этого состояния, но и терпит неудобства. Почему? Как это показывает Уэллс?

Чем мотивировано решение Гриффина?

6. Уэллс предстает в романе не только как художник, изобретающий фантастические ситуации, сопряженные с феноменом невидимки, но и как наблюдательный писатель, рисующий психологические портреты обывателей местечка Айпинг (хозяева гостиницы «Кучер и кони», врач, пастор, констебль). Докажите это на конкретных примерах. Почему мещанство не терпит вторжения чего-то инородного в свою среду? Опишите погони за Гриффином. Можно ли считать эксцентричность, раздражительность, arрессивность Невидимки не только природными свойствами его характера, но и результатом его постоянного пребывания во враждебном окружении?

8. В чем смысл контраста Гриффина и Кемпа, его университетского приятеля, благополучного законопослушного ученого среднего уровня? Мог ли он стать союзником Гриффина? Как можно объяснить превращения Невидимки в преступника? Почему Гриффин призывает установить «царство террора»? Как Кемп предает Невидимку?

9. Невидимка чувствует себя «затравленным зверем», готовым к «великой борьбе со всем миром». Как это показано в романе?

Опишите облаву на Невидимку и его смерть. Какова роль Кемпа в организации облавы? Прокомментируйте гибель Гриффина, о которой в романе говорится: «Так на жалкой постели... избитый и израненный, преданный и безжалостно затравленный, окончил свой странный и страшный жизненный путь Гриффин — первый из людей, умевший стать невидимым, Гриффин — даровитый физик, равного которому еще не видел свет».

Как эта фраза проливает свет на замысел Уэллса?

10. Правомерно ли говорить о втором плане романа — аллегорическом, притчевом? Можно ли в этом смысле сопоставить его с другим, отличным по стилистике романом О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», в котором реальность «сплетена» с фантастикой, а в сюжете присутствует притчевое начало? В чем значение признания Гриффина, сделанного им Кемпу: «... Огромная ошибка, что я взялся один за это дело. Напрасно потрачены силы, время, возможность. Один... Удивительно, как беспомощен человек, когда он один!» Попробуйте рассмотреть одну из внутренних тем романа — драму человеческого одиночества, драму талантливой, незаурядной личности, обреченной быть непонятой в столкновении с завистью, недоброжелательством, равнодушием. Осветите и другую тему: нравственная ценность науки. Каким целям должны служить научные открытия: созиданию или разрушению? Каков в этом плане опыт XX столетия: например, возможности применения атома в мирных и военных целях?

11. Отметим, что проблема невидимости может быть освещена не только в прямом значении. Например, долгое время писатели в США, имея в виду расовую дискриминацию в стране, писали о темнокожих американцах как о «невидимых» людях, «закрытых» для белого человека, внутренний, психологический мир которых оставался непроницаемым, как бы «черной маской». В 1952 г. в США даже вышел роман Ральфа Эллисона, имевший такое же название, что и уэллсовский: «Человек-невидимка» (Invisible Man), пo праву считающийся классикой послевоенной американской прозы. В центре романа — безымянный герой, негр, избравший местожительством сумрачное подземелье. Он излагает историю своей жизни как одиссею исканий, заблуждений и озарений. Герой, которому отказывают в его человеческой самоценности, поистине «невидим», потому что люди, вступающие с ним в контакт, воспринимают только «окружение героя, самих себя или фрагмент собственного воображения».

12. Почему во второй половине XX в. фантастика, в частности научная, а также так называемая литература «фэнтези» приобрели особую популярность? Назовите известных вам писателей, работавших в этой области.