Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум
Афоризмы и сентенции Т. Манна

Афоризмы и сентенции Т. Манна

Бывают браки, возникновение которых не может представить себе даже самая художественно изумленная фантазия. Их следует принимать, как принимаешь в театре причудливые сочетания противоположностей, старость, тупость с красотой и жизнерадостностью, которая служит предпосылкой для точно рассчитанного фарса.

***

Властвование и подчинение в совокупности представляют один принцип, одно нерасторжимое единство. Кто умеет повиноваться, тот умеет и повелевать, и наоборот; одно понятие уже заключено в другое, неразрывно с ним связано, как неразрывно связаны вождь и народ.

***

Искусство и там, где речь идет об отдельном художнике, означает повышенную жизнь. Оно счастливит глубже, пожирает быстрее. На лице того, кто ему служит, оно оставляет следы воображаемых или духовных авантюр; даже при внешне монастырской жизни оно порождает такую избалованность, усталость, нервозное любопытство, какие едва ли может породить жизнь самая бурная, полная страстей и наслаждений.

***

Красота — чувственность к духу.

***

Если ты одержим какой-то мыслью, то она подстерегает тебя на каждом шагу, даже в воздухе ты чуешь ее запах. Когда надежды сбываются, все лучшее остается позади.

***

Одиночество порождает оригинальное, изучающее прекрасное, — поэзию, но оно порождает и несуразицу, непозволительный абсурд.

***

— они встречаются ежедневно и ежемесячно, друг за другом наблюдают, вынужденные в силу общественных правил или собственного каприза, сохранять внешнее безразличие — ни поклона, ни слова. Беспокойство, чрезмерное любопытство витает между ними, история неудовлетворенной, противоестественной, подавленной потребности в общении, во взаимопознании, но прежде всего нечто вроде взволнованного уважения.

***

Счастье писателя — мысль, вся переходящая в чувство, целиком переходящее в мысль.

***

Для того чтобы значительное произведение тотчас же оказывало свое воздействие вглубь и вширь, должно существовать тайное сходство, более того, сходство между судьбой автора и судьбой его персонажей.

***

Наш скептицизм, нашу угрюмую сдержанность люди часто принимают за ограниченность, тогда как на самом деле мы только горды и малодушны.