Приглашаем посетить сайт

Галатенко Ю. Н.: Я и мой двойник в романах У. Эко.
Заключение

Заключение

Говоря о функции двойничества в романах «Остров накануне» и «Баудолино», следует отметить, что она разная: в первом случае весь роман строится на оппозициях двойников: рассказчик Эко — Роберт, сочиняющий роман о Ферранте, два главных героя: Роберт — Феррант, Роберт - фатер Каспар, Роберт — Лилея, Властительница (которая есть одно из обличий Острова) — Лилея (одно из воплощений Властительницы) — Голубка (мифологический персонаж, соединившийся в воображении героя с образом возлюбленной и Островини), в итоге возникает уже не двойничество, а «тройничество». Роман состоит из множества «альтернативных» повествований, каждое из которых — это способ создать пространство для двойника героя.

В случае романа «Баудолино» о роли двойничества как об основополагающей в романе говорить не следует. Двойник Баудолино появляется в романе в тот момент, когда герой считает свои силы неограниченными. Зосима — это способ ограничить силу Баудолино, но также и способ "подтвердить" (для героев романа, а не для читателей), что царство Пресвитера Иоанна существет, раз не только друзья Баудолино, но и посторонние люди отправляются на его поиски.

Однако можно выделить черты проблемы двойничества, нашедшие свое отражение в обоих романах, и черты, явившиеся исключительными для каждого.

Среди общих черт следует отметить:

1. восприятие двойника как врага;

2. комический эффект в создании образа двойника (чучело двойника создается в обоих романах);

3. отношения с двойником строятся на вере, на игре фантазии и реальности;

4. двойник (Другой) в любви: роман с возлюбленной строится на эфимерном представлении о взаимной любви (что тоже, отчасти, относится к проблеме сосуществования реальности и фантазии);

5. двойничество касается не только главного героя, но и второстепенных персонажей.

Среди особенностей двойничества в романе «Остров накануне» выделяются:

1. раздвоение (а в итоге, и размножествление, расщепленность) личности главного героя, что и порождает фигуру двойника;

2. как результат первого — появление многих оппозиций двойников, то есть даже сам герой вступает в отношения двойничества с различными субъектами (с братом-близнецом, с фатером Каспаром, с возлюбленной, с Пламяцветной Голубкой и Островиней);

3. создание «альтернативных» повествований, в которых рождается двойник (роман в романе, сон героя, видения в период горячки);

5. причина рождения образа двойника — одиночество героя, его желание обрести Другого;

6. герой является своеобразным двойником своего предшественника — Робинзона Крузо, с которым мы нашли большое количество пересечений;

7. своеобразный путь превращения двойника из трикстера (то есть совмещенного в одном лице с героем) в отдельную личность;

8. следуя теории Гегеля, отметим, что Роберт — «господин», а Феррант — раб;

Среди особенностей двойничества в романе «Баудолино» отметим следующие:

1. следуя теории Гегеля, отметим, что (в отличие от романа «Остров накануне») главный герой попадает в функцию «раба», а Зосима — «господина»;

2. двойник не повторяет действия героя, а опережает их, это тень, появляющаяся до предмета.

В проблеме двойничества, проанализировааной в двух романах Эко, прослеживаются многие аспекты, характерные для литературы постмодернизма в целом:

«плавающем означающем») (так, в романе «Остров накануне», пользуясь терминологией Лакана, Роберт и Феррант имеют одно общее на двоих означаемое (ибо Феррант — это «Я», зародившийся внутри «Я» Роберта, они суть одно и то же), но их характерезует именно «плавающее означающее»;

2. возникновение культуры симулякра, то есть культуры подмены реальности мнимостью (что мы и видим на страницах двух романов в преломлении темы двойничества);

3. появление гиперпространства (это «альтернативные миры», о которых писал сам Эко в романах);

4. создание синтетических продуктов, «галлюцинаций истины» [66; 36];

5. ориентация на игру: игру в реальность, игру с текстом, игру в текст (именно на игре в создание романа основывается у Роберта идея существования двойника);

— одно из средств создания двойника);

7. авторская маска как способ организации текста;

8. интертекстуальность, состоящая также и в том, что оба анализируемые романа — это стилизации под романы предыдущих эпох: Средневековья и XVII века — эпох, которым присущи антиномичность и двойственность. По-другому это можно назвать стилевым эклектизмом постмодернизма.

Безусловно, существуют перспективы изучения проблемы двойничества на различном материале. К примеру, в связи с темой одиночества: на материале эпохи Средневековья (для романа «Баудолино») и эпохи XVII века (для романа «Остров накануне»), а также эпохи постмодернизма, использовав теорию двойничества, появляющегося в повествовании именно по причине одиночества героев, можно рассмотреть проблему одиночества.