Приглашаем посетить сайт

Елизарова М.Е. и Михальская Н.П.: История зарубежной литературы конца 19 - начала 20 в. Курс лекций
Введение. Норвежская литература.

ВВЕДЕНИЕ

Норвегия — страна гор и моря, сильных и мужественных людей. В Норвегии не было крепостного права, и это наложило на ее духовную жизнь значительный отпечаток. Ф. Энгельс писал: «Норвежский крестьянин никогда не был крепостным, и это дает всему развитию, так же как и в Кастилии, совсем другую подоплеку. Норвежский мелкий буржуа — сын свободного крестьянина, и вследствие этого он настоящий человек по сравнению с опустившимся немецким мещанином» 1. Особый путь развития страны привел к тому, что в 1814 г. Норвегия добилась самой демократической в Европе конституции. Но страна не была свободна. С 1450 г. она подчинена Дании, с которой состояла в унии; в 1813 г. освободилась от Дании, но на следующий год попала в зависимость от Швеции, сохранив при этом свою конституцию и стортинг2. Борьба за независимость увенчалась успехом только в 1905 г.

Успеху борьбы способствовало появление норвежского пролетариата, который в 1887 г. объединился в Рабочую партию.

Плодородной земли в стране мало и возделывать ее трудно. Рыболовство и судоходство издавна были чуть ли не основными средствами существования. В XIX в. маленькая Норвегия по размерам флота занимала в Европе пятое место. Но промышленность ее, энергично развивавшаяся в XIX в., была еще слаба. Только четверть населения в 1890 г. жила в городах. Страна оставалась крестьянской, мелкобуржуазной.

Сообщение между поселками, расположенными в горных долинах, было порой очень сложно. Это привело к тому, что небольшое население страны говорило на множестве диалектов. Официальным языком был датский, довольно близкий к норвежскому. Датчане, долгие годы владевшие Норвегией как своей колонией, считали ее язык языком невежественных людей. Перед деятелями культуры Норвегии XIX в. стояла задача создать единый национальный язык.

Оживление экономической и политической жизни Норвегии в XIX в. привело к подъему культурной жизни. Энгельс писал по этому поводу в 1890 г.: «За последние двадцать лет Норвегия пережила такой подъем в области литературы, каким не может похвалиться за этот период ни одна страна, кроме России» 3.

Норвежская литература XIX в. дала писателей, творчество которых имеет значение не только для одной Норвегии, это — Генрик Ибсен (1828—1906), Бьёрнстьерне Бьёрнсон (1832— 1910), Юнас Ли (1833—1903), Александр Хьёланн (1849—1906), Арне Гарборг (1851—1924).

Б. Бьернсон

Крестьянская, мелкобуржуазная стихия норвежской жизни особенно близка была Б. Бьёрнсону — сыну пастора, вышедшего из крестьян. Бьёрнсон соединил в себе писателя и народного трибуна. Человек больших страстей и твердых убеждений, он посвятил себя борьбе за освобождение родины. Его стихи становились народными гимнами, его оратории знала вся страна.

Еще в юности Бьёрнсон становится убежденным республиканцем, сближается с рабочим движением и радикальной интеллигенцией.

Литературную известность ему приносят романтические повести из жизни крестьян -«Сюннёве Сюльбакен« и «Арне» (1856). Неторопливо, в духе саг развёртываются перед нами картины суровой норвежской природы и жизни сильных духом, мятущихся людей. Несколько идеализируя скудную духовно и материально жизнь крестьян, Бьёрнсон показывает, как облагораживаются и смягчаются души его героев под влиянием религии и чуткой любви женщины.

В рассказах Бьёрнсона социальные конфликты подменены моральными, как это было свойственно норвежской литературе того времени, но заслуга писателя в том, что он изображает духовный мир своих героев с глубоким уважением и сочувствием, без скидок на необразованность крестьянина.

Морализаторская тенденция Бьёрнсона в 50-60 гг близка к идеям «радостного христианства» датчанина Грундтвига который звал всех в радостном труде совершенствовать свою нравственную природу. От грундтвигиантства в 70—80-е гг. он переходит к атеизму, к борьбе против религии и королевской власти. Это годы наиболее резкой социальной критики; но критика Бьёрнсона не подрывает основ буржуазного государства и его морали.

В 1875 г. были созданы пьесы «Банкротство» и «Редактор», которые впервые в Норвегии представили современность не в комедии, а сделали пьесу ареной драматической борьбы.

Следует все же сказать, что Бьёрнсон и здесь сглаживает остроту конфликтов: банкротство Тьельде в «Банкротстве» представляется как средство морального перевоспитания нечестного дельца. Тьельде у Бьёрнсона — отвратительное исключение в мире деловых людей.

В «Редакторе» драматург бичует пороки политической жизни страны — полные лжи газетные кампании и др.

Драма 1877 г. «Король» — развенчание королевской власти.

Борьба за новую мораль — одна из главных сторон и литературной, и общественной деятельности Бьёрнсона. Будучи уверенным в необходимости равных политических прав для мужчин и женщин, он борется за равные нормы для них и в области морали. Этой проблеме посвящена пьеса 1883 г. «Перчатка», где девушка отказывает своему жениху, узнав о его безнравственной жизни. Мужчина, вступающий в брак, должен быть так же чист нравственно, как и женщина. Эта идея становится основной в докладе «Единобрачие и многобрачие», с которым Бьёрнсон объехал всю Норвегию. По некоторым сведениям, лекции Бьёрнсона способствовали повышению морального уровня норвежцев.

Одним из высших достижений Бьёрнсона стала его драматическая дилогия «Свыше наших сил» (I часть —1883, II часть —1895). В первой части пастор Санг, всей душой верящий в бога, надеется своей верой сделать чудо: исцелить свою парализованную жену. Чудо совершается: жена пастора действительно встает, но почти сразу же умирает. Умирает и сам Санг: он не в силах вынести нечеловеческого напряжения, с которым готовил чудо. Вывод: нет бога, творящего чудо, есть экзальтация человека, который гибнет, если перенапрягает свою волю.

Вторая часть драмы рисует время забастовки. Картины народного страдания даны особенно ярко и реалистично. В драме предложено два выхода из предельно обострившейся социальной борьбы: сын Санга выбирает анархический бунт, а дочь — филантропию. Юноша, жертвуя жизнью, взрывает замок, где заседают фабриканты, но бунт одиночки только ухудшает положение народа— это «свыше сил». Сам Бьёрнсон на стороне дочери Санга.

В 90-е и 900-е гг. Бьёрнсон не изображает острых социальных конфликтов, тематика его пьес мельчает, Морализаторская тенденция окончательно побеждает.

Но Бьёрнсону — общественному деятелю смелость мысли и энергия не изменяют до последних дней. Всегда связанный с жизнью и интересами крестьян, в 90-е гг. он сближается особенно тесно с социалистами и рабочими. Писатель по-прежнему отстаивает полную независимость Норвегии, в преддверии первой мировой войны призывает к защите мира. Страстную устремленность всей своей жизни в будущее превосходно выразил он сам в ответе на анкету, которая предлагала назвать любимый месяц года: «Я выбираю апрель! В этом месяце старое рушится, повое пускает корни».

«Яд», «Фортуна», «Праздник Иванова дня»), показал. разложение личности интеллигента в буржуазном обществе, если он встает на путь предательства интересов народа. Реалистическая беспощадность критики и психологическая глубина образов делают прозу Хьёланпа одним из самых значительных явлений в норвежской литературе.

Произведения Арне Гарборга «Крестьяне-студенты» (1883) и Ю. Ли «Пожизненно осужденный» (1893) дают возможность увидеть трагизм жизни крестьян.

В последнее десятилетие века в норвежской литературе начинают все явственнее ощущаться элементы натурализма и импрессионизма. Идеи Ницше проникают в литературу.

Наиболее ярко особенности конца века отразились в творчестве Кнута Гамсуна. Он дебютировал в 1890 г. романом «Голод», который сразу обратил на себя внимание талантливо переданными ощущениями безработного, находящегося на краю гибели от истощения. Но социальная проблема безработицы тонет у писателя в разнообразии психических состояний и физических страданий голодающего. Социальная критика дает себя знать в романе «Редактор Люнге» (1893), но затем уступает место натуралистически-импрессионистским описанием переживаний одиночки, порвавшего с миром («Пан» и др.). Большой талант художника отравлен ницшеанскими идеями, крайним индивидуализмом и ненавистью к рабочим. Это приводит Гамсуна к созданию драматической трилогии об ученом Иваре Карено («У врат царства»). Герой терпит лишения,но ОН считает своим долгом закончить «научное» исследование, проникнутое духом ницшеанства. Ивар Карено пишет: «Господа, говорящие о гуманности, вы не должны ласкать рабочих, вы должны скорее охранять нас от их существования, помешать им усилиться, вы должны истребить их».

Подъем рабочего движения вселяет страх в Гамсуна, выражающего в образе Карено свои настроения. Судьба Гамсуна, вставшего на путь борьбы с демократией, приводит его во время второй мировой войны в лагерь сторонников фашизма.


* * *

идеями борьбы за свободу и независимость родины. Идеи и формы декаданса, в связи с особенностями развития страны, проникают в норвежскую литературу позднее, чем в литературы других европейских стран.

Следует все же сказать, что положительные идеалы, выдвинутые норвежской литературой, не выходили в основном за рамки проповеди благородства души человека, или вовсе были туманны. Ф. Меринг писал, что в XIX в. норвежцы смогли «выбраться из глубин романтического болота на вершины современного общества», но их «тропа с этих вершин затерялась в облаках»4.


Примечания

2 Стортинг — парламент.

4. Ф. Меринг. Литературно-критические работы. Т. 2, М. , 1934, стр. 250-251