Приглашаем посетить сайт

Елизарова М.Е. и Михальская Н.П.: История зарубежной литературы конца 19 - начала 20 в. Курс лекций
Бернард Шоу (1856-1950)

БЕРНАРД ШОУ (1856-1950)

В истории литературы Англии имя БернардаШоу стоит рядом с именем Вильяма Шекспира, хотя родился Шоу на триста лет позднее, чем его великий предшественник. Оба они внесли неоценимый вклад в развитие национального театра Англии, и творчество каждого из них стало известно далеко за пределами их родины. Пережив свой наивысший расцвет в эпоху Возрождения, английская драма поднялась на новую высоту лишь с приходом в нее Бернарда Шоу. XVIII и XIX вв. выдвинули ряд талантливых драматургов, но никто из них не может равняться с Шоу по своему значению. Он — единственный, достойный соратник Шекспира; его по праву считают создателем современной английской социальной драмы. Продолжая лучшие традиции английской драматургии и впитав опыт крупнейших мастеров современного ему театра — Ибсена и Чехова, — творчество Шоу открывает новую страницу в литературе XX столетия.

Замечательный мастер сатиры, Шоу избирает основным оружием своей борьбы с социальной несправедливостью смех. Это оружие служило ему безотказно. «Мой способ шутить заключается в том, чтобы говорить правду», — эти слова Бернарда Шоу помогают понять своеобразие его обличительного смеха, громко звучащего с подмостков сцены вот уже три четверти столетия. Шоу смело и резко выступал против мира капитализма; он остроумно и зло осмеивал нормы буржуазной жизни, бесстрашно произносил слова горькой правды о ее подлинной сущности. Он обращался в своих пьесах к важным социальным проблемам эпохи. М. Горький назвал Шоу лучшим представителем демократической интеллигенции Англии. На протяжении всей своей жизни Шоу 6ыл непримиримым врагом реакции, консерватизма, пошлости. Он решительно осуждал воину, выступал убежденным сторонником мира и социализма. Одним из первых в Англии приветствовал он Великую Октябрьскую революцию, до конца жизни оставаясь верным другом Советской России.

Родиной Шоу была Ирландия. Он родился в 1856 г. в Дублине. На протяжении всего XIX в. «Зеленый остров», как называли Ирландию, бурлил. Нарастала освободительная борьба. Ирландия стремилась к независимости от Англии. Ее народ жил в нищете, но не желал терпеть порабощения. В атмосфере горя и гнева, переживаемых его родиной, протекали детство и юность будущего писателя. Родители Шоу происходили из среды обедневшего дворянства. Жизнь семьи была неустроенной и недружной. Лишенный практической жилки, постоянно пьяный отец не преуспел в избранном им деле — хлебной торговле. Мать Шоу — женщина незаурядных музыкальных способностей — вынуждена была сама содержать семью. Она пела в концертах, а позднее зарабатывала на жизнь уроками музыки. На детей в семье обращали мало внимания; средств на то, чтобы дать им образование, не было. Но по своим настроениям и взглядам родители Шоу примыкали к передовым патриотически настроенным слоям дублинского общества. Они не придерживались религиозных догм и вырастили своих детей свободомыслящими атеистами. Основная заслуга в этом принадлежала матери Шоу, характер которой не был сломлен неудачно сложившейся семейной жизнью. Учился Шоу в дублинской школе, но пребывание в ней не было для него особенно радостным. Не случайно впоследствии он писал: «В школе я не выучил ничего и забыл многое». Однако и школьный курс завершен им не был. В пятнадцать лет он начал сам зарабатывать себе на жизнь. Служил мелким чиновником в земельной конторе. Собирал квартирную плату с обитателей бедных кварталов Дублина. Жизнь городских трущоб он узнал хорошо. К двадцати годам Шоу получил место старшего кассира. Это было немало, но к этому времени интересы Шоу уже определились. Ничего общего со служебной карьерой чиновника они не имели. Шоу глубоко интересовался искусством — литературой, живописью, музыкой. В 1876 г. Шоу покинул Ирландию и переехал в Лондон. Определенных занятий у него не было, не было и средств к существованию, но круг его интересов и культурных запросов был очень широк. Он увлекается театром, под псевдонимом Корно ди Бассето публикует свою первую музыкальную рецензию, а затем в течение ряда лет выступает в печати как музыкальный критик. Шоу был не только знатоком музыки, но и сам великолепно играл. Его имя становится хорошо известным и в театральных кругах Лондона.

принимает участие в диспутах, настойчиво вырабатывая в себе навыки оратора, с увлечением и глубоким интересом читает «Капитал» Маркса — труд, который, по его собственным словам, явился для него откровением. И хотя от понимания сущности марксистского учения Шоу был весьма далек и марксистом не стал, свойственный ему уже в эти годы глубокий интерес к идеям социализма определил характер его последующего творчества. Интерес Шоу к актуальным проблемам современности сказался в самых ранних его произведениях. В период с 1879 по 1883 г. Шоу написал пять романов: «Незрелость», «Неразумный брак», «Любовь артистов», «Профессия Кэшеля Байрона» и «Социалист-одиночка». В те годы романы Шоу не получили признания. Начинающему писателю пришлось выдержать длительное и неравное единоборство с многочисленными издателями. Он получал только отказы, но не сдавался. Новатор по самой своей природе, Шоу и в роман стремился внести нечто новое. Он обогатил его содержание злободневными и насущными вопросами. Шоу писал о равноправии людей, о разложении буржуазной семьи, об аморальности английских буржуа, ведущих паразитическое существование, он смело ставил вопрос о роли труда в жизни человека, решительно осуждая эксплуатацию и тунеядство.

Романы Шоу свидетельствовали о присущем ему мастерстве драматурга, которое еще ждало случая для своего выявления. В романах оно сказалось в отчетливо выраженной склонности к диалогизированной форме, в блестяще построенных диалогах, которым во всех без исключения произведениях Шоу принадлежит основное место.

Принципиально важное значение имело обращение Шоу к образу человека-труженика. Таков образ рабочего Конолли в романе «Неразумный брак», образ боксера Кэшеля Байрона в романе «Профессия Кзшеля Байрона». Эти люди вышли из народной среды, тяжким трудом зарабатывают они деньги на жизнь; им свойственно глубокое уважение к простым людям. Образ Конолли свидетельствовал о пристальном внимании Шоу к процессу роста самосознания английского пролетариата.

В романе «Социалист-одиночка» важное место занимают проблемы социализма. Герой этого произведения — молодой человек Трейфусис, сын фабриканта, произносит обличительные речи против капиталистов. Он говорит о закономерности того, что рабочий, класс выступает как разрушитель капитализма, и верит в неисчерпаемые возможности людей труда. Однако свои рассуждения о социализме Трейфусис строит на ложной основе. Он ограничивается разговорами о социализме, ничего не делая для осуществления своих идей. Он говорит о революции, но его в гораздо большей степени устраивает мирное преобразование общества путем реформ и просветительской деятельности. Герой Шоу никак не связан с пролетариатом, и уже самый факт одиночества Трейфусиса говорит о его бессилии. И хотя сам Шоу относится к своему герою с нескрываемой иронией и несостоятельность социалиста-одиночки, рассуждающего о социализме в светских гостиных, ему в значительной мере ясна, все же идеи Трейфусиса об усовершенствовании общества с помощью реформ близки Шоу. Он их разделял, что и привело его в ряды Фабианского общества.

Шоу вступил в Фабианское общество в 1884 г., вскоре же после его создания. Это была социал-реформистская. организация, стремившаяся к руководству рабочим движением. Своей задачей члены Фабианского общества считали изучение основ социализма и путей переходя к нему. Общество было названо «фабианским» по имени римского полководца Фабия Кунктатора, известного тем, что в военных действиях он придерживался тактики выжидания и уклонения от решительных столкновений с противником Сходных взглядов придерживались и фабианцы. Их тактика заключалась в затушевывании классовой борьбы к привлечении на свою сторону буржуазии и парламента. Фабианцы призывали к построению социализма путем реформ, путем соглашательской политики по отношению к буржуазии и полного отказа от классовой борьбы.

«страх перед революцией» 1. В. И. Ленин называл фабианское общество рассадником и образцом оппортунизма. Раскрывая сущность фабианства, В. И. Ленин писал, что для него «характерен социализм на словах, империализм на деле, перерастание оппортунизма в империализм» 2.

Для взглядов молодого Шоу были характерны реформистские иллюзии, непонимание исторической роли пролетариата. Мировоззрение начинающего писателя было противоречивым. На нем сказались противоречия английского социализма тех лет. Реформистские заблуждения сочетались со страстным осуждением буржуазных порядков. Шоу выделялся в среде фабианцев. Он придерживался гораздо более левых взглядов.

Как подлинный новатор Шоу выступил в области драмы. Он утвердил в английском театре новый тип драмы — интеллектуальную драму, в которой основное место принадлежит не интриге, не захватывающему сюжету, а тем напряженным спорам, остроумным словесным поединкам, которые ведут его герои. Шоу называл свои пьесы «пьесами-дискуссиями». Они захватывали глубиной проблем, необычной формой их разрешения; они будоражили сознание зрителя, заставляли его напряженно размышлять над происходящим и весело смеяться вместе с драматургом над нелепостью существующих законов, порядков, нравов.

Свою борьбу за утверждение новой драмы Шоу вел и как драматург и как критик. Эта борьба была нелегкой. Она требовала сил, принципиальности, страстности. Всем этим Шоу обладал в полной мере. В отличие от своих современников-драматургов Джонса, Пинеро и Уайльда — Шоу обладал также и еще одним замечательным качеством: глубокой уверенностью в том, что пороки общества порождены существующей социальной системой. Потому его пьесы звучали не только как обличение тех или иных отдельных недостатков. Они были исполнены большого гражданского содержания. Смех Шоу был направлен в корень явлений. Он помогал обнаружить шаткость установлений буржуазного мира, их обреченность. С годами эта особенность драматургии Шоу становилась все более очевидной.

один был непререкаемым авторитетом для Бернарда Шоу, известного своей склонностью к ниспровержению всяческих авторитетов. Ибсен был дорог Шоу как основоположник социальной драмы нового времени, как художник, смело восставший против идеалов буржуазного общества и сумевший показать их лживость.

В 1891 г. была опубликована работа Шоу «Квинтэссенция ибсенизма». В ней Шоу изложил свои_ взгляды на задачи современной ему драматургии. Эта работа стала манифестом его творчества. В ней обозначилось направление его исканий и в значительной мере проявился характер его новаторства. Шov ценил пьесы Ибсена за силу их общественного звучания, за присущую им жизненную правду и критическую остроту. Ибсен стал для Шоу неизменным соратником в его борьбе с ложью и лицемерием буржуазного общества, его морали. Вслед за ним Шоу смело приступил к разрушению отживших свой век идеалов и пустых иллюзий. Все силы своего таланта направил он на раскрепощение сознания, человека и обновление его представлений о жизни. «Реалист, — писал Шоу, — утверждает, что тот, кто гасит волю к свободе и к жизни в мире живых и свободных и ищет способа служить идеалам лишь ради того, чтобы быть не самим собой, а «хорошим человеком», — такой человек морально мертв и разлагается» 3.

Как и Ибсен, Шоу помогал людям оставаться живыми людьми, и ради этого оба они искали новые пути в искусстве, делая театр ареной борьбы за утверждение права говорить истину. «Квинтэссенция как раз и состоит в отрицании всяких формул» 4, — утверждал Бернард Шоу. Но право каждого драматурга на новаторство Шоу неизменно связывал с глубиной проблематики и силой общественного звучания его творчества. В отклике на современность он видел первейший долг и обязанность писателя. Его собственные пьесы-дискуссии, путь для которых был проложен Ибсеном, стали реализацией его стремления сказать людям правду об обществе, в котором они живут. В этом смысле они был непосредственным продолжателем дела Ибсена. Шоу очень верно понял и глубоко вскрыл основную тенденцию творчества норвежского драматурга: «Ибсен удовлетворяет потребность, не утоленную Шекспиром. Он представляет нам не только нас caмих, но нас самих в наших собственных ситуациях. То, что случается с его сценическими героями, случается и с нами. Первым следствием этого является несравненно большее значение для нас его пьес по сравнению с шекспировскими. Второе следствие заключается в их способности жестоко ранить нас и пробуждать в нашей душе волнующую надежду на избавление от тирании идеалов, вызывая перед нами видения более совершенной будущей жизни» 5

Как справедливо отмечает исследователь творчества Шоу, для английского драматурга «Ибсен — великий новатор не только в области драмы, но и в развитии новых общественно-этических принципов и понятий»6«Квинтэссенции ибсенизма» контуры образа своего положительного героя — человека трезвого ума, реалистически смотрящего на жизнь, и людей и руководствующегося в своих поступках не романтическими иллюзиями, а, требованиями разума. Так рождается столь характерное для Шоу противопоставление «реалиста» и «романтика», человека дела и человека, предпочитающего прекраснодушные разговоры определенному действию. Эти два основных типа человеческих характеров будут встречаться во многих пьесах Бернарда Шоу.

Поднимая на щит драматургию Ибсена, Шоу делает многочисленные выпады против Шекспира. Но они касались в гораздо большей степени не столько существа шекспировского творчества, сколько интерпретации его пьес в современном Шоу театре. Непререкаемый авторитет Шекспира тормозил развитие новой драмы. Ради нее Шоу готов был пойти на все и в том числе на ниспровержение авторитета Шекспира. Но позволял он это только сeбe и никому больше.

«Независимым театром», открывшимся в 1891 г. в Лондоне. Его основателем был известный английский режиссер Джекоб Грейн. Основная задача, которую ставил перед собой Грейн, заключалась в ознакомлении английского зрителя с современной драматургией. «Независимый театр» противопоставлял потоку развлекательных пьес, заполнявших репертуар большинства английских театров тех лет, драматургию больших идей. На его сцене были поставлены многие пьесы Ибсена, «Вишневый сад» и «Дядя Ваня» Чехова, «Власть тьмы» Толстого, «На дне» Горького. Для «Независимого театра» начал писать и Бернард Шоу.

«Неприятные пьесы»

Его путь драматурга начинается с цикла пьес, объединенных под общим названием «Неприятные пьесы». Сюда вошли: «Дома вдовца», работать над которой Шоу начал в 1885 г. (поставлена она была в 1892 г.); «Профессия миссис Уоррен» (1894) и «Волокита» (1893). В своем предисловии к «Неприятным пьесам» Шоу писал: «... сила драматического искусства в этих пьесах должна заставить зрителя стать лицом к лицу с неприятными фактами.

и трагедией индивидуального характера и судьбой отдельного человека, но и с ужасными и отвратительными, сторонами общественного устройства. Ужас этих отношений заключается в том, что обыкновенный средней руки англичанин, человек, может быть, почтенный и добродушный в личной жизни и, может быть, даже мечтающий о тысячелетнем царстве благодати, — в своих общественных проявлениях оказывается преступным гражданином, закрывающим глаза на самые подлые, на самые ужасные злоупотребления, если их устранение грозит ему потерять хотя бы один грош из своих доходов».

Эти слова помогают понять характер замысла автора «Неприятных пьес». Он выступает в них продолжателем лучших традиций английской реалистической литературы XIX в., традиций Диккенса и Теккерея, создавших галерею незабываемых образов английских буржуа. Их герои могли быть добрыми отцами и заботливыми детьми, но, целью их жизни была и оставалась нажива, а в своих поступках они руководствовались прежде всего эгоизмом и корыстолюбием.

В «Неприятных пьесах» перед нами внешне вполне порядочные респектабельные английские буржуа, располагающие значительными капиталами и ведущие спокойную устроенную жизнь. Но это спокойствие обманчиво. Оно таит за собой такие явления, как эксплуатация, как грязное, бесчестное обогащение буржуа за счет нищеты и несчастий простого народа. Перед глазами читателей и зрителей пьес Шоу проходят картины несправедливости, жестокости и подлости буржуазного мира. Характерно, что пьесы Шоу начинаются с традиционных картин будничной жизни буржуазной семьи. Но вот, как это обычно бывает в драмах Ибсена, наступает момент, когда на первый план выступает социальный аспект глубоко волнующего писателя вопроса: где источники богатства его героев? на какие средства они живут? какими путями удалось добиться им того благополучия, в котором они пребывают? Смелая постановка этих вопросов и не менее смелые ответы на них и составляют основу той обличительной силы пьес Шоу, которая возмущала одних и не могла не импонировать и не восхищать других.

«Дома вдовца»

Вполне спокойно развивается действие первых картин пьесы «Дома вдовца». В живописном немецком курортном городке, на берегу Рейна молодой англичанин Гарри Тренч знакомится со своим богатым соотечественником Сарториусом и влюбляется в его дочь Бланш. Тренч должен жениться на ней, но совсем неожиданно он узнает об источниках богатства отца своей невесты. Сарториус наживается на самой беззастенчивой эксплуатации принадлежащих ему доходных домов, населенных беднотой. Эти дома содержатся в недопустимом состоянии, уже много лет они не ремонтируются, но квартирная плата, взимаемая с жильцов, высока. Сарториус умело использует тяжелое, безвыходное положение бедняков и наживается на их нищете. Его приказчик Ликчиз говорит: «Я там выцарапывал деньги, где никто другой в жизни бы не выцарапал... Смотрите сюда, джентльмены. Посмотрите на этот мешок с деньгами! Тут каждый пенни слезами полит; на него бы хлеба купить ребенку, потому что ребенок плачет от голода, — а я прихожу и выдираю последний грош у них из глотки. Знаете, джентльмены, я уже очерствел на этой работе; но тут есть такие деньги, к которым я бы никогда не прикоснулся, кабы не страх, что мои собственные дети останутся без хлеба, если я не угожу хозяину». Узнав о грязных махинациях Сарториуса, Тренч отказывается от руки Бланш. Он считает себя честным человеком и не хочет запятнать свою репутацию родством с темным дельцом. Однако разглагольствования Тренча о порядочности и честности на поверку не выдерживают никакой критики. Выясняется, что и сам он живет на проценты с капитала, вложенного в предприятие того же Сарториуса. Источники его доходов те же, что и у его будущего тестя, и он, в сущности, ничем от него не отличается. Вопрос о свадьбе Тренча и Бланш благополучно разрешается, и все встает на свои места.

— одна из основных пружин действия пьесы. Двуличность каждого из действующих лиц становится очевидной. Тренч признает общность своих интересов с интересами Сарториуса: «Мы все, кажется, плывем на одном пароходе. Надеюсь, вы извините, что я наделал всем столько хлопот», — и заключает с ним выгодную сделку. Ликчиз, который вначале выступает как человек, сочувствующий обираемым Сарториусом беднякам, в конце концов сам превращается в корыстолюбивого дельца и хищника. Подстать всей этой компании и очаровательная Бланш, трезвый ум и расчетливость которой характеризуют ее как вполне достойную дочь своего отца.

«Профессия миссис Уоррен»

Еще более смело вопрос о путях обогащения английских буржуа ставится в пьесе «Профессия миссис Уоррен». Эта пьеса была объявлена буржуазной критикой «безнравственной» и запрещена для постановки на сцене.

Героиня пьесы — миссис Уоррен — в прошлом проститутка. Она преуспела в своей «профессии» и стала содержательницей публичных домов в крупнейших городах Европы — в Берлине и Вене, в Будапеште и Брюсселе. О характере «профессии» миссис Уоррен мало кому известно. Она богата, и деньги дают ей возможность стать почетным членом английского общества. Лишь некоторая грубость манер и языка да кричащая яркость туалетов напоминают подчас о ее прошлом. Шоу дает глубоко мотивированное в социальном отношении объяснение тех причин, которые привели его героиню к моральному падению. Миссис Уоррен не захотела повторить печальную судьбу двух своих сестер, одна из которых работала на фабрике свинцовых белил и загубила свое здоровье, а другая умерла, не вынеся безысходной нищеты жалкого прозябания на восемнадцать шиллингов в неделю, которые зарабатывал ее муж-чиновник. Миссис Уоррен выбрала для себя другой путь, который приносил ей большие доходы и был вполне санкционирован буржуазным обществом.

Смелость обличения пьесы Шоу заключалась не только в том, что героиней ее он сделал такую женщину, как миссис Уоррен; всей логикой развития действия пьесы, логикой характеров действующих лиц он доказывает мысль о том, что миссис Уоррен ничуть не хуже всех остальных членов респектабельного буржуазного общества. И больше того, если «профессия» миссис Уоррен в какой-то мере оправдана той безысходной нуждой, с которой она столкнулась с самых первых дней своей жизни, то нет и не может быть никакого оправдания для такого человека, как ее компаньон Крофтс с его откровенной идеологией работорговца, как Фрэнк Гардвинг, ведущий паразитический образ жизни, как архитектор Прэд, равнодушный ко всему в мире, кроме своего искусства, или как весьма недалекий пастор Гарднер, тщетно пытающийся «утвердить свой авторитет главы семейства и пастыря церкви и не способный внушить к себе уважение ни в той, ни в другой роли».

«Почему бы, черт возьми, мне не вложить денег в это дело? Я получаю проценты с капитала, как и другие; надеюсь, вы не думаете, что я сам пачкаю руки этой работой? Будет вам! Не станете же вы отказываться от знакомства с герцогом Белгрэвиа, кузеном моей матери, из-за того, что часть его доходов достается ему не вполне безгрешным путем? Я думаю, вы не перестанете кланяться архиепископу Кентерберийскому из-за того, что в его домах сдаются квартиры мытарям и грешникам? Вы помните стипендию Крофтса в Ньюхеме? Так вот, она была основана моим братом, членом парламента. Он получает двадцать два процента прибыли с фабрики, где работают шестьсот девушек, и ни одна из них не зарабатывает столько, чтобы можно было на это прожить. Как же, вы думаете, они сводят концы с концами? И что же, по-вашему, я должен отказаться от тридцати пяти процентов прибыли, когда все прочие загребают сколько могут, как полагается умным людям? Как же, нашли дурака! Если вы будете выбирать своих знакомых по признаку высокой нравственности, вам лучше уехать из Англии или совсем отказаться от общества».

Основной конфликт пьесы состоит в столкновении миссис Уоррен, ее взглядов на жизнь, со взглядами ее дочери Виви. Виви получила воспитание в закрытом пансионе. Теперь она поселилась в доме матери, и ей становится известна тайна прошлого, тайна ее богатства. Честная и прямолинейная натура, Виви не может мириться с той грязью и лицемерием, которые ее окружают. Она решает не иметь ничего общего с матерью и близкими ей людьми. Виви уходит из дома и начинает самостоятельную трудовую жизнь, работая в конторе, которую она открывает на имеющиеся у нее средства.

Образ Виви — первая попытка ШОУ создать образ положительного героя, противостоящего растленному миру расчета и наживы. У Виви свои принципы, свой взгляд на вещи. Она справедливо считает, что каждый человек должен трудиться; паразитическое существование вызывает у нее отвращение. Ее трезвый практический УМ, ее энергия ищут применения в активной деятельности. Шоу не ограничился включением в свою пьесу рассуждений Виви о бесчестности образа жизни всех тех, кто ее окружает; он показал ее за работой в конторе, которую она открывает, уйдя из дома матери и отказавшись от «обеспеченной» жизни. И хотя образ Виви лишен той жизненной достоверности, которая свойственна образам миссис Уоррен и Крофтса, он интересен и значителен, как первый опыт Шоу в создании характера человека, не желающего идти по пути компромисса и мириться с лицемерной моралью буржуазного общества.

Уже в «Неприятных пьесах» проявилась характерная для Шоу тенденция превращения сценического произведения в пьесу для чтения, тенденция, которая со временем значительно усилится. Великолепный мастер сценического действия, он включает в свои пьесы обширные ремарки, содержащие не только развернутые описания обстановки, но и характеристики героев. Отдельные ремарки превращаются в своего рода вставные главы повествовательного характера, органически вплетающиеся в текст пьесы (см., например, ремарки в «Кандиде»). Сборникам своих пьес Шоу предпосылает предисловия, раскрывающие его замысел и помогающие актерам, читателям и зрителям лучше понять его точку зрения на изображаемое.



«Приятные пьесы»

«Приятные пьесы». Сюда вошли: «Война и человек» (1894)7 «Кандида» (1895), «Избранник судьбы» (1895), «Никогда вы не можете сказать» (1895). В «Приятных пьесах» Шоу меняет приемы сатирического обличения. Если в «Неприятных пьесах» он обращался к «ужасным и отвратительным сторонам общественного устройства», гневно, обрушивался на социальные порядки, то в «Приятных пьесах» он уделяет основное внимание той лицемерной морали, которая призвана скрыть истинную сущность буржуазных отношений.

В этих пьесах Шоу ставит своей целью сбросить те романтические покровы, которые скрывают жестокую правду действительности. Он призывает людей трезво и смело взглянуть :на жизнь и освободиться от_ липкой паутины предрассудков, отживших традиций, заблуждении и пустых иллюзий. И если в «Неприятных пьесах», создавая образы Сарториуса, Крофтса и стремясь подчеркнуть жестокость, бесчеловечность этих людей, Шоу охотно обращался к приему гротеска, то герои его «Приятных пьес» гораздо более «человечные люди» и в их изображении нет нарочитой резкости и заострения. Но вместе с тем убожество духовного мира буржуа, закоренелая предвзятость его суждений, извращенные представления, скрывающиеся под респектабельной внешностью, черствость и эгоизм — все это показано с большой силой проникновения в самую сущность буржуазной идеологии. В самом названии— «Приятные пьесы» — звучит вполне откровенная ирония. Замечательная по силе и остроте характеристика лицемерия английской буржуазии содержится в пьесе «Избранник судьбы»: «Когда англичанин желает чего-нибудь, он никогда не говорит прямо, что он этого желает. Он терпеливо ждет, покуда в его уме, неизвестно каким образом, не составится пламенного убеждения, что его нравственный и религиозный долг заключается в том, чтобы покорить себе тех, кто владеет желанным для него предметом... И всегда и на все у него наготове эффектная поза нравственного человека. В качестве великого борца за свободу и национальную независимость завоевывает он и присоединяет к своей стране полмира, называя это колонизацией...

... Он ничего не делает без принципа. Сражается с вами — из принципа патриотизма; грабит вас — из принципа деловитости; подерется с вами — из принципа мужественности; поддерживает он своего короля — это принцип лояльности, отрежет своему королю голову — это республиканский принцип. Его постоянный лозунг — долг, обязанности, но при этом он никогда не забывает, что погибель грозит той нации, у которой обязанности расходятся с выгодой».

«Война и человек» и «Избранник судьбы». В первой из них Шоу высмеивает те ложные иллюзии и превратные представления о войне, которые укрепились в сознании его многих соотечественников под влиянием шовинистической пропаганды; во второй — он развенчивает культ Наполеона.

«Кандида». Один из центральных героев — священник Морелл, сторонник «христианского социализма», проповедует принципы самопожертвования и гуманности, но в практике своей семейной жизни оказывается жестоким эгоистом, стремящимся подчинить своей воле самоотверженную и преданную ему Кандиду. Слова Морелла находятся в вопиющем противоречии с его делами. Обстановка в его доме могла бы подавить любого человека. Однако Кандида не уходит, подобно ибсеновской Норе, из дома мужа. Трезвая «реалистка», она предпочитает сама строить свою семейную жизнь и руководить Мореллом. В «Кандиде» отчетливо звучит призыв Шоу, обращенный к каждому: направить свои усилия на осуществление тех повседневных задач, которые встают перед человеком.

«Пьесы для пуритан»

В период 1897—1899 гг. созданы «Пьесы для пуритан» — «Ученик дьявола» (1897),

«Цезарь и Клеопатра» (1898), «Обращение капитана Брассбаунда» (1899). В предисловии к «Пьесам для пуритан» Шоу поясняет смысл названия сборника. Он противопоставляет свои пьесы драматическим произведениям, в которых основной интерес сосредоточен на любовной интриге и на эротике. Это не значит, что Шоу чуждается изображения чувств, по он не хочет признать, что в основе поступков человека лежат только любовные побуждения. «Я пуританин во взглядах на искусство, — заявляет он. — Я симпатизирую чувствам, но считаю, что замена чувственным экстазом всякой интеллектуальной деятельности и честности — величайшее зло». Шоу стремится показать многообразие форм человеческой деятельности, противопоставляя широко понимаемые им долг и ответственность узко эгоистическим побуждениям и слепой чувственности. Пуританство Шоу связано с героическими пуританскими традициями эпохи английской революции, эпохи Кромвеля и Мильтона.

В пьесе «Ученик дьявола» события развертываются в Америке XVIII в., в период борьбы за независимость. Но Шоу не включает в свою пьесу ни картин восстания, ни образа борющегося народа. Его интересует конфликт между двумя людьми с диаметрально противоположными точками зрения на жизнь: между романтиком- идеалистом Ричардом Дедженом, протест которого против норм пуританского быта не приводит его к значительным действиям и ограничивается самопожертвованием, и пастором Андерсоном — трезвым реалистом, человеком практического действия, возглавляющим восстание. В образе Андерсона получили свое воплощение фабианские принципы осторожности, расчетливости, трезвой последовательности в предпринимаемых действиях. И не пылкий Ричард Деджен, прозванный за свое «отступничество» «учеником дьявола», а пастор Андерсон становится подлинным героем пьесы. Но вместе с тем Шоу не скрывает своих симпатий к Дед-жену с его альтруистическими порывами и горячей необузданностью.

—1918 гг., прошли для Шоу под знаком значительных противоречий его творческих поисков. В эти годы он выступал как сторонник фабианского учения, разделяя его Ошибки и заблуждения. Он выступал с защитой идеалистической философской концепции «жизненной силы» (пьесы «Человек и сверхчеловек», 1903), прославлявшей культ силы избранной личности, которой все дозволено; он не сумел понять характера англо-бурской войны и был далек от ее решительного осуждения. Однако и в эти годы острая критика капитализма продолжает звучать в лучших произведениях Шоу. Она занимает важное место в пьесе «Другой остров Джона Буля» (1904), где в лице предпринимателя Бродбента, действующего в Ирландии, он заклеймил дух стяжательства и колониальную политику английских империалистов. И хотя Шоу не показал в своей пьесе народно-освободительной борьбы ирландского народа, его сочувствие к порабощенной английскими колонизаторами стране проявилось вполне определенно.

Важным периодом дальнейшего формирования мировоззрения Шоу явились годы. первой мировой войны. В это время он выступил с рядом смелых суждений о происходящих событиях. В статье «Здравый смысл о войне» Шоу писал о том, что в развязывании войны виновна не только Германия, но и другие империалистические державы. «Единственным действенным лекарством для обеих армий, — писал Шоу, — было бы перестрелять своих офицеров, вернуться по домам и произвести революцию».

не сдавался. Теме войны была посвящена его небольшая пьеса «Август выполняет свой долг», в которой в гротескно-сатирических образах осмеяна тупая военщина.

«Дом, где разбиваются сердца»

Но самым значительным произведением тех лет была пьеса «Дом, где разбиваются сердца». Шоу начал работать над ней еще до начала воины в 1913 Г., он опубликовал ее в 1919 г. «Дом, где разбиваются сердца» — итог всего предшествующего творчества писателя и вместе с тем это широкая обобщающая картина жизни предвоенной Англии. Шоу пишет об обреченности буржуазного мира; он смело ставит тему крушения капиталистического общества и показывает войну как закономерное последствие переживаемого им кризиса. Смелость и острота социальной критики сочетаются здесь с глубиной проникновения в психологию героев — представителей буржуазной английской интеллигенции. Сам Шоу отмечал, что в своей пьесе он изобразил «культурную досужую Европу перед войной». Дом капитана Шатовepa, построенный в соответствии с желанием его хозяина в форме корабля, становится символом буржуазной Англии, несущейся навстречу своей гибели. Находящиеся здесь люди чувствуют себя накануне неизбежной катастрофы; они живут в постоянном ожидании краха.

ею человек обманывал ее. И сама она обманывает Менгена, решив стать его женой по расчету. Обманут Мадзини, полагавший, что Менген был его другом и благодетелем: на самом деле Менген разорил его. Люди утрачивают чувство доверия. Каждый из них бесконечно одинок.

цинизмом и горечью; ИХ афоризмы и парадоксы, в конечном итоге, свидетельствуют о бессилии этих умных и образованных людей перед жизнью. У них нет никаких определенных целей и стремлений, нет идеалов. Этот дом-корабль населяют люди с разбитыми сердцами, у которых «хаос и в мыслях, и в чувствах и в разговорах». «Это Англия или сумасшедший дом»? — спрашивает один из героев пьесы художник Гектор. — «Но что же с этим кораблем, в котором находимся мы? С этой тюрьмой душ, которую мы зовем Англия?».

Перед нами общество людей, переживающих период духовного распада. И не случайно мысль о самоубийстве, о гибели во время очередной бомбардировки кажется им спасительной: «Смысла в нас нет ни малейшего. Мы бесполезны, опасны. И нас следует уничтожить».

Над изобретением орудия уничтожения людей уже много лет работает старый капитан Шатовер. Он ненавидит мир корыстолюбивых дельцов, весь этот «проклятый мир» и мечтает о его гибели.

Пьеса завершается следующей сценой: начинается война, и вражеские самолеты сбрасывают бомбы. Обитатели дома капитана Шатовера зажигают свет во всех комнатах, желая привлечь внимание бомбардировщиков. «Подожгите дом!»—восклицает Элли. И этот призыв звучит как приговор над людьми, населяющими «дом, где разбиваются сердца».

«Фантазия в русской манере на английские темы». Обращаясь к изображению жизни современной ему буржуазной Англии, Шоу опирается в своем творчестве на традиции своих предшественников — замечательных мастеров реалистической драматургии — А. П. Чехова и Л. Н. Толстого. В тематическом отношении «Дом, где разбиваются сердца» непосредственно перекликается с «Плодами просвещения» Толстого и «Вишневым садом» Чехова. Влияние чеховской драмы на Шоу было особенно значительным. Об этом он писал сам в одной из своих статей 1944 г.: «В плеяде великих европейских драматургов-современников Ибсена — Чехов сияет, как звезда первой величины, даже рядом с Толстым и Тургеневым. Уже в пору творческой зрелости я был очарован его драматическими решениями темы никчемности культурных бездельников, не занимающихся созидательным трудом. Под влиянием Чехова я написал пьесу на ту же тему и назвал ее «Дом, где разбиваются сердца» — «Фантазия в русском стиле на английские темы».

Тема «никчемности культурных бездельников» решена Шоу в лучших традициях драмы больших социальных проблем. Вслед за Чеховым он вводит в свою пьесу тонкую символику (образ дома-корабля, символизирующий предвоенную Англию), подчеркивает нелепость своих героев, их чудачества, эксцентричность, что позволяет ему особенно наглядно показать нелепость обреченного на умирание отжившего свой век старого мира. Однако в отличие or Чехова, который вводя в свою пьесу образ прекрасного вишневого сада, утверждает веру в светлое будущее своей Родины, пьеса Шоу наполнена чувством глубокой горечи. Здесь нет той перспективы новой жизни, которая присуща чеховскому «Вишневому саду», что объясняется различием конкретно-исторических условий общественной жизни России кануна первой народной революции эпохи империализма (именно в это время Чехов создавал свою пьесу) и Англии кануна и периода первой мировой войны. Непосредственно в эти годы Шоу еще не знал, что именно можно противопоставить миру империализма.

Определяющую роль в развитии послевоенного творчества Бернарда Шоу сыграли события Октябрьской социалистической революции и создание Советского государства в России.

Примечания..

—109,

4 Там же, стр. 55.

6 3. Т. Гражданская. Бернард Шоу. Очерк жизни и творчества. М., 1965, стр. 21.

«Шоколадный солдатик».