Приглашаем посетить сайт

Джон Фаулз
Жук М. И. : Библейские и Дантовские аллюзии в романе Джона Фаулза "Женщина французского лейтенанта"

М. И. Жук

БИБЛЕЙСКИЕ И ДАНТОВСКИЕ АЛЛЮЗИИ В РОМАНЕ ДЖОНА ФАУЛЗА «ЖЕНЩИНА ФРАНЦУЗСКОГО ЛЕЙТЕНАНТА»

Запад и Восток: экзистенциальные проблемы в зарубежной литературе и искусстве. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2008.

«Женщина французского лейтенанта» давно является объектом внимания многих ученых (А. А. Пирузян, Е. М. Циглер, А. П. Саруханян, Н. Ю. Жлуктенко и др.). Исследователи выделяют в романе большое количество отсылок к произведениям авторов викторианской эпохи: Д. Остин, Ч. Диккенс, У. Теккерей, Д. Элиот, Т. Гарди и др. Признавая безусловную важность викторианского интертекста в поэтике этого произведения, хотим обратить внимание на присутствие в нем аллюзий к христианской мифологии, в целом, и «Божественной комедии» Данте Алигьери, в частности.

Возраст Чарльза Смитсона (33 года) ассоциируется с возрастом Иисуса Христа. Подобно Христу, воскресшему из мертвых, герой переживает духовное воскрешение: Сара Вудраф, вырывая героя из жизненного сценария викторианского общества, спасает его от духовной смерти. В христианском контексте романа ключевой является сцена в церкви (глава 48), в которой описан момент духовного прозрения Чарльза Смитсона. Во всей полноте и ясности Чарльз понимает, что, руководствуясь жизненными принципами и нормами этики, навязанными ему обществом, он был духовным мертвецом, «окаменелостью». Подобно Христу он становится мучеником: теряет положение в обществе, привычный образ жизни, любимую женщину.

«Божественной комедии» Данте Алигьери. В обоих произведениях герои находятся в состоянии выраженного мировоззренческого кризиса, они проходят сквозь тяжелые духовные испытания, чтобы обрести смысл подлинного существования. У Чарльза Смитсона, так же как у Данте, есть два проводника на пути к истине: доктор Гроган и Сара Вудраф. Доктор Гроган, как Вергилий, олицетворяет земную (рациональную) мудрость: он пытается объяснить Чарльзу, что Сара использует его (главы 27-28); он осуждает его за разрыв помолвки с Эрнестиной Фримен, предупреждает об ответственности за свой выбор (глава 53). Сара Вудраф, так же как Беатриче, олицетворяет собой небесное (непознаваемое) знание. Она становится проводником героя к самому себе, к своей подлинной личности, тем самым спасая его от духовной смерти.

Три варианта финала «Женщины французского лейтенанта» можно сопоставить с тремя частями «Божественной комедии»: Ад, Чистилище и Рай. Первый («викторианский») финал в христианском контексте романа является духовной гибелью, прижизненным адом для Чарльза Смитсона: воскресший для новой жизни, он снова умирает. Второй («беллетристический») финал – своего рода компромисс: герой должен принять Сару, как непознаваемую персонифицированную истину, забыть о психологической подоплеке ее поступков, а, кроме того, пожертвовать саморазвитием. В третьем («экзистенциальном») финале герой становится на путь, ведущий к своей настоящей личности, подлинному существованию, приближается к Истине.