Приглашаем посетить сайт

Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П.: Модернизм в зарубежной литературе.
Томас Стернз Элиот: поэт и критик

Томас Стернз Элиот: поэт и критик

1. ТОМАС СТЕРНЗ ЭЛИОТ- РЕФОРМАТОР СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ И КРИТИКИ

Томас Стернз Элиот (1888—1965)— англо-американский поэт, признанный мэтр модернистской поэзии, лауреат Нобелевской премии (1948). Его называют поэтом-реформатором, содействовавшим обновлению современной поэзии, а время его литературно- критической деятельности определяют как «век Элиота». Он утверждал роль и значение поэзии, ее морально-эстетической ценности в условиях исполненного трагизма XX столетия, обращался к теоретическим проблемам литературной критики, исследуя и демонстрируя ее новые возможности в изучении и объективной оценке явлений искусства.

Главные проблемы творчества Элиота — трагизм существования человека, кризис духа, порождаемый антигуманной цивилизацией. Атмосфера творчества Элиота, художественный мир его произведений определяются неверием в общественный прогресс и нравственные силы людей. Он пишет об отчуждении человека в вырождающемся мире. Ключевые образы поэзии Элиота— «бесплодная земля» и «полые люди». Глубокий пессимизм взаимодействует в творениях Элиота с перерастающей в сатиру иронией. Прозревая возможность гибели европейской культуры, Элиот ищет и обретает опору в христианской религии и вере, противостоящих отчаянию и бездуховности. Ни у кого из современных анг- лийских поэтов не переданы с такой пронзительной и впечатляющей силой ощущения человека, пережившего первую мировую войну и ступившего на «опустошенную» и «бесплодную» землю, в мир без Бога.

Уже при своей жизни Элиот бьы признан классиком. Его стихи, вызывая поклонение в среде литературной элиты, вошли в школьные хрестоматии; над его статьями размышляли новые поколения литературоведов и философов, и в то же время стихи его поэтического цикла «Кошки» легли в основу завоевавшего широкую популярность мюзикла. Он был удостоен одного из самых почетных британских орденов — ордена «За заслуги»; он пользовался признанием в среде молодежи. Во время выступления с лекциями в университетах его приветствовали убеленные сединами профессора и толпы студентов. Так было в 1956 году в США, где в Миннеаполисе Элиота слушала многотысячная аудитория, заполнившая громадный стадион. Так было в 1958 году в Италии во время вы- ступления Элиота в Риме.

Во время симпозиума, проходившего в связи с семидесятилетием Элиота в 1958 году, английская писательница Айрис Мёрдок говорила о влиянии, оказанном личностью и творчеством поэта на его современников, о влиянии, «вся глубина которого еще не до конца выявилась»1 А. Мёрдок особо подчеркнула роль Элиота как одного из «наиболее значительных моралистов». С тех пор прошло уже несколько десятилетий, литературное наследие Элиота продолжает восприниматься как одна из величайших культурных ценностей.

Элиот родился и провел свою юность в США. Его родина — город Сент-Луис в штате Миссури. Он вырос в состоятельной и респектабельной семье, где получил пуританское воспитание, где уже в раннем детстве ему были преподаны уроки строгой самодисциплины и выдержки. Выдержка, такт, достоинство определили особенности его поведения и личности. Элиот окончил школу в Сент-Луисе, в 1906 году поступил в Гарвардский университет.

В своих ранних поэтических опытах Элиот ориентировался на романтиков — Байрона, Шелли и Китса, он увлекался стихами Россетти и Суинберна, во многом подражал им. Однако вскоре его интересы изменились. Элиот обратился к средневековью. Определяющую роль в этом сыграло его знакомство с «Божественной комедией» Данте, которое сам Элиот считал важнейшим событием своей жизни. Художественно-интеллектуальный мир этой великой поэмы захватил молодого Элиота, побудил обращаться к его неисчерпаемым богатствам вновь и вновь.

«нового гуманизма», отрицал современную цивилизацию во всех формах ее проявления (демократия, индустриализация, романтизм). Лекции Бэббита оказали опреляющее внимание на Элиота в его студенческие годы, породили сомнения в ценности романтической традиции, побудив противопоставить им классицизм с его строгой упорядоченностью. Слушая лекции Бэббита о французской литературной критике, Элиот познакомился с книгой Артура Саймонса «Символизм в литературе» (1899), открывшей ему поэтический мир Рембо, Верлена, Жюля Лафарга, стихи которого, по признанию Элиота, произвели на него особенно сильное впечатление. Впрочем, были и другие увлечения, проявившиеся в раннем творчестве Элиота.

В период 1910—1912 годов были созданы стихотворения «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруф^ока», «Портрет леди», «Рапсодия в ветреную ночь». В периом из них иронически изображаются претензии жалкого человека на искреннее чувство. Ироническая точка зрения раскрывается в пародийном использовании мотивов из Данте, Шекспира, Донна, Браунинга, Теннисона. Стихотворение представляет поток сознания лирического героя. Альфред Пруфрок осознает, что его переживания смешны. Заканчивается стихотворение мрачным выводом о бесполезности мечты и неизбежно- сти гибели:

Мы грезили в русалочьей стране
И, голоса людские слыша, стонем
И к жизни пробуждаемся и тонем.

Глубоким пессизмом проникнута урбанистическая тема («Рапсодия в ветреную ночь»). Жизнь города представлена как жуткое царство роковой силы, как безумное существование.

Стихи Элиота холодны, в них переданы внеличные чувства людей. В отличие от романтиков Элиот не высвобождает эмоции, а бежит от них. Элиот создавал деперсонализированную поэзию, в которой нет образа индивидуализированной личности.

Идея кризиса гуманизма, столь характерная для Элиота, проявилась уже в его ранних стихах в образе холодного бездушного мира, где гибнут мечты и надежды, где затухают голоса людей и слышны лишь стоны, где умерщвляются эмоции.

В 1914 году Элиот покидает Америку. Некоторое время он слушает лекции в Германии, затем во Франции. В 1915 году Элиот приезжает в Англию, где становится студентом Мортон колледжа в Оксфорде. Вскоре он поселяется в Лондоне и навсегда остается в Англии. Литературную деятельность Элиот совмещает с преподаванием, выступает как рецензент, принимает участие в издании журнала «Эгоист». С 1922 по 1939 год он является издателем журнала «Крайтерион», с середины 20-х годов работает в издательстве «Фейбер». Некоторое время Элиот служил в банке. На протяжении всей жизни Элиот был консультантом ряда издательских фирм, содей- ствовал вступлению в литературу молодых поэтических талантов.

искусства. Поэты-имажисты, группировавшиеся вокруг журнала «Эгоист», — Ричард Олдингтон, Хильда Дулитл, американец Эзра Паунд— выступали сторонниками строгого, точного, образного стиля и цельного ритмического рисунка стиха. Они увлекались французской, раннеитальянской, китайской и японской поэзией. Идеал строгой системы неоклассицизма был близок Элиоту. Он отрицательно относился к искусству Ренессанса, полагая, что оно подготовило индивидуализм.

Образцом для Элиота стали английские «метафизические» поэты XVII века, прежде всего Джон Донн. В своих эссе «Метафизические поэты» (1921) и «Эндрю Марвелл» (1921) Элиот сближает французских символистов с «метафизиками», считая, что в своих стихах Лафорг и Корбьер «ближе школе Донна, чем любой современный английский поэт». Элиот считает, что и поэты классицизма (Расин) обладают способностью чувственного выражения мысли, что так привлекало его у «метафизиков».

— метафизическую, классицистскую и символистскую. Он декларирует и осуществляет в своих стихах отказ от романтической традиции, что связано с отказом от эмоционального и индивидуального восприятия жизни. В поэтике Элиота использован принцип слияния различных видов искусства — музыки, живописи, развивающегося кинематографа.

В ряде стихов Элиота сильны сатирические начала («Гиппопотам», «Суини эректус», «Суини среди соловьев»). Все эти стихи написаны в 1920 году. Их появлению предшествовала работа над принципиально важным для понимания специфики как теоретических положений Элиота-критика, так и особенностей его поэзии эссе «Традиция и индивидуальный талант» (1919).

В эссе рассмотрена проблема «деперсональности» в поэзии и вопросы мастерства. Элиот определяет поэзию не как свободное излияние чувств, не как выражение личности, а как «бегство от нее». Однако это не следует понимать прямолинейно: речь идет не о том, что личность должна быть устранена из поэзии, а о том, чтобы в условиях кризиса личности избегать лишнего, чрезмерного выражения субъективного, сугубо индивидуального. Поэзия имеет иную, более высокую цель, более значимый смысл: выражать «вне- личное», а тем самым более близкое объективному миру. «Личное» связано с субъективным, «внеличное» — с объективным. Поэт, по Элиоту, призван не выражать страсти, не выражать себя в своем творчестве, как это делали романтики, а «перерабатывать и преобразовывать страсти, которые являются его материалом».

этап напряжения всех сил, рождающих спонтанно слова и образы творимого произведения; заключительный этап, когда творческий подъем сменяется рациональным критицизмом по отношению к плодам вдохновения, когда начинаются необходимые исправления и усовершенствования.

Но значит ли, что отказ от непосредственного выражения эмоций, должен приглушить эмоциональную сферу у читателя или слушателя поэтического произведения? Вовсе нет. В статьях и эссе Элиота мы встречаем еще один очень важный термин — «объективный коррелят», требующий своего разъяснения. Этот термин появляется в эссе Элиота «Гамлет и его проблемы» (1917). Он означает следующее: поэт передает читателю свои эмоции не непосредственно, а опосредованно — через художественный мир произведения, его структуру, ритм, звучание; не себя самого, не свою личность выдвигает поэт на первый план, а ищет пути, адекватные приемы и способы, которые и пробуждают у читателя определенные чувства, соответствующую реакцию.

Принцип объективного коррелята реализован уже в ранних стихах Элиота. Интересна в этой связи «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Предпосланный стихотворению эпиграф взят из «Божественной комедии» Данте. В нем — ключ к последующему: упоминаемые глубины Ада рождают образ страшного мира-тюрьмы, откуда нет возврата. А вслед за этим, в самой первой строке звучит приглашение к путешествию по вечерним улицам города с их кабаками, притонами, ночлежками. Это мир Пруфрока, и мир этот — Ад. Звучит любовная тема, омраченная страхом Пруфрока, рожденного ощущаемой им своей несостоятельности: «Я посмею? Разве я посмею?» Этот вопрос не получает ответа, теряясь в ползущем по улицам желтом дыму. Любовная песнь Пруфрока не прозвучит никогда. Насмешливая отповедь дамы слышится ему еще до того, как он осмелился что-либо произнести.

И как же осмелюсь?
И как же я начну?

Ирония заключена в самом названии стихотворения «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Она проявляется и в имени «героя»: нечто пародийно-романтическое заключено в его первой части — Альфред — и приземленно прозаическое во второй — Пруфрок. Невыявленным до конца остается «Дж.» — Джон? Джордж? Джонатан?

Если романтический канон требовал поэтизации возвышенных чувств влюбленного, то в стихотворении Элиота все противостоит этому: лысеющий Пруфрок подобен жалкому насекомому, тело которого прикрепляют булавкой к стене для всеобщего обозрения. Боль унижения вызывает судороги. И все детали фиксируются с бесстрастной четкостью — от урбанистических реалий до рыжеватых волосков на руке дамы, перебирающей пальцами шаль. Пруфрок тщится совершить нечто, но не смеет.

Так, может, после чая и пирожного
Не нужно заходить на край возможного?

«в комок рукою стиснуть шар земной», но знает, что не будте этого.

Нет! Я не Гамлет и не мог им стать;
Я из друзей и слуг его...........
По временам, пожалуй, смехотворный —
По временам, пожалуй, шут.

— жалкой жертвы моря житейского — заключает в себе обобщение: о муках, страданиях, боли, обреченности своих современников пишет Элиот. Фрагментарность «Любовной песни Дж. Альфреда Пруфрока» строго организована, подчинена скорбно звучащей теме обреченности.

Настроение мрачной безысходности передано в «Рапсодии ветреной ночи». В урбанистическую тему вплетается мотив безумия. Человек, блуждающий по ночным «извивам улиц», его смятенное сознание, текущее время, движение которого фиксировано — двенадцать, полвторого, полтретьего, полчетвертого, «фонарь сказал: «четыре часа».

И каждый встречный фонарь
Как барабанный удар,


Как безумец — сухую герань.

Нечто нереальное и зловещее окружает ночного странника. Его движение под лунным светом подобно движению по кругам Ада. Все предстает в искривленном виде — «ворох кривых вещей, кривая ветка на берегу», бормочущий что-то фонарь, на кривую иглу похож уголок глаза стоящей на углу женщины. И образ безумца, трясущего сухую герань. Над всем этим страшным миром — потерявшая память луна. Путник добредает до своего жилища.

«Вот номер на двери.
Память!

Пыльной лампочки желтый луч.
Вверх по лестнице.
Кровать раскрыта, зубная щетка висит на стене,
Выставь ботинки за дверь, усни, пока тишина,
».

Луна, лунный свет, «чары лунного синтеза», улыбающаяся всем углами луна «с размытыми на лице оспинками» — все это лишено столь характерной для поэтической традиции романтического ореола. Как и символисты, и прежде всего Ж. Лафорг, чей поэтический мир был столь близок Элиоту, автор «Рапсодии ветреной ночи» нарочито снижает патетику восхищения, культа луны, низводя все до уровня жесткой реальности. Поэт предельно лаконичен, однако выстроенный им ряд ассоциативных образов впечатляющ по силе эмоционального воздействия. Возникает картина безумного и безжизненного пространства, мира, где надо «готовиться жить», где все искривлено и изломано, пропитано запахами пыли, сигарет, коктейлей, где все удручающе размере- но в своей обыденности.

Последняя строка «Рапсодии ветреной ночи» звучит резким диссонансом по отношению к предшествующей ей строфе, ломая ритм: «Ножа последняя кривизна». Эта фраза, завершая стихотворение, обрывает движение времени, а тем самым рождает мысль о конце жизни.

2. ПОЭМА «БЕСПЛОДНАЯ ЗЕМЛЯ»

Европейскую известность Элиоту принесла поэма «Бесплодная земля» (1922). Ее появление совпало с публикацией джойсовского «Улисса» и последних книг многотомного цикла романов Пруста «В поисках утраченного времени». Молодое поколение восприняло поэму Элиота как откровение. Потрясала глубина и сила выраженного в ней «социального чувства». Однако замысел самого Элиота был иным: говорить не о конкретном историческом времени, но передать саму природу жизни, извечную трагичность бытия. «Когда я написал поэму «Бесплодная земля», — говорил Элиот в 1931 году, — некоторые из благожелательных критиков отметили, что я выразил «разочарование поколения», но это вздор. Может быть я и выразил, как им кажется, настроения разочарования, но не это было главным в моем намерении»2.

«поколение» и не о настроениях своего поколения и следующего за ним поколения, в чью жизнь вторглась война, стремился он рассказать; но тем не менее его современники восприняли атмосферу и воплощенные в образной системе поэмы идеи адекватно: в «Бесплодной земле» запечатлены состояния и чувства людей, переживающих психологическую катастрофу, в которую повергла их первая мировая война. «Мы чувствовали, — писал А. Л. Мортон, вспоминая о 20-х годах, — наконец-то пришел поэт, разделявший нашу тревогу об условиях существования в нынешнем мире и не желавший изображать дело так, что все прекрасно, не желавший бежать от правды в какой-нибудь самодельный игрушечный мир»3.

Поэме Элиота присущ мифологизм. В обращении к мифу Элиот, как и Джойс, видел путь к созданию универсалии бытия. «Использование мифа, — писал Элиот в статье «Улисс: порядок и миф» (1923)— установление параллели между современностью и древностью... есть способ контролировать, упорядочивать, придавать форму и значение тому громадному зрелищу тщеты и разброда, которое представляет собой история»4. Стремление показать «сознание вечного и сегодняшнего в их единстве», создать произведение, включающее в себя все эпохи, выявляющее то общее, что есть между ними, — вот главное в поэме Элиота, в его замысле, реализованном на всех уровнях художественного мира «Бесплодной земли».

В поэме использованы мифы о святом Граале, об Адонисе и Озирисе. Акцентируется библейский образ земли, возникшей на месте прежних городов, образ долины костей. Стихи ироничны и мрачны. Они отличаются усложненностью и фрагментарностью формы. Поэма построена на ассоциативной связи разнородных образов, мотивов, сцен. Использованы штрихи из «Ада» Данте, из «Бури» Шекспира, встречаются фразы на различных языках.

«Бесплодная земля» посвящена теме безуспешных действий и бессмысленных треволнений человека, неотвратимо ведущих к смерти. В поэме выражены представления о деградации современного мира, о безжизненности современной цивилизации. Преобладают апокалиптические настроения.

«Погребение мертвого») возникает тема смерти. Смерть предсказывает ясновидящая Созострис: «Я покажу тебе ужас в пригоршне праха». Во второй части («Игра в шахматы») развивается идея о том, что жизнь — есть игра в шахматы, перестановка фигур, перемена ситуаций; сильные страсти отсутствуют: любовь это тоже игра. В этой части, как и в первой, настойчиво говорится о смерти.


Куда мертвецы накидали костей.
(Пер. А. Сергеева)

В третьей части («Огненная проповедь») звучит хихиканье смерти и лязг костей. Больше ничего не слышно в холодном ветре. Слепой прорицатель Терсей говорит о мужчине и женщине, не знающих, что такое любовь, об объятиях без взаимного влечения.


Она у зеркала стоит мгновенье;
В мозгу полувозникло что-то, вроде
«Ну, вот и все», — и выдох облегченья.

В четвертой части («Смерть от воды») главенствует мотив: труп финикийца в море.

Ты,

Вспомни о Флебе: и он был исполнен силы и красоты.

И, наконец, в последней, пятой части акцентируется тема гибели всего живого. В безводной каменной пустыне гремит гром, но нет дождя. Каждый живет в страхе, как заключенный в тюрьме. Поэма заканчивается мотивом безумия и троекратным повторением синкритского слова «шанти» («мир»).

Поэма сложна для истолкования. Элиот сопроводил ее комментариями, изложенными на нескольких страницах. Требуются и многие дополнительные пояснения, которые и приводятся в изданиях текста поэмы, становясь необходимым путеводителем в сложном ассоциативном мире «Бесплодной земли».

3. «ПОЛЫЕ ЛЮДИ»: ТЕМА СМЕРТИ ПРИ ЖИЗНИ

«Полые люди» тесно связана с поэмой «Бесплодная земля» общностью темы смерти при жизни. Вспомним, что в эпиграфе к «Бесплодной земле» прозвучали слова «Хочу умереть». Эпиграфом к поэме «Полые люди» взяты слова из повести Джозефа Конрада «Сердце тьмы» — «Мистер Курц умерла». Эти слова произносит чернокожий слуга, сообщая о смерти белого торговца. К атмосфере дантовского Ада, воспроизводимой в «Бесплодной земле», прибавляются новые ассоциации, рождаемые темой ужаса, охватывающего человека в африканской тьме непроходимых джунглей.

«Полые люди» — своего рода эпилог к «Бесплодной земле». Очевидна перекличка мотивов и образов, используемых реалий и ключевых метафор. Скрежещет жесть и стекло, призрачное царство смерти, крысы и кости, пустынные долины, иссохшая трава, бездушное царство опустошенных людей.

Мы полые люди,
Мы чучела, а не люди
Склоняемся вместе —

Бормочем вместе
Тихо и сухо,

Как ветер в сухой траве

Стекла и жести.
(Пер. А. Сергеева)

Весь строй поэмы подчеркивает монотонность существования полых людей, чьи души иссушены также, как сухая трава на бесплодной неорошаемой дождями земле. Но за внешней неподвижностью — нервная напряженность, передаваемая короткими строками, в каждой из которых лишь изредка более двух-трех слов. Между фиксируемыми деталями как бы и нет связей, все лишь пунктирно намечено, лишь обозначено, но в своей совокупности все это и создает картину всеобщего хаоса и распада. Однако ради чего проходят души через загробный мир Ада? Не ради ли очищения, как это и представлено в «Божественной комедии» столь высоко чтимого Элиотом великого итальянца? И если первая тема поэмы — тема смерти при жизни, то вторая — «Дантовская тема странствий по преисподней, очищения и духовного возрождения»5. Об этом Данте писал в «Чистилище», через которое он и прошел вместе со своим проводником Вергилием.

«Бесплодной земле» эта тема не прозвучала, она ощутима в подтексте: поиски воды ни к чему не приводят. Но и «Полые люди» обречены, хотя и звучат в этой поэме слова: «мы не заблудшие бурные души — но только полые люди». Они обречены, ибо не причастны к «немеркнующей звезде тысячелепестковой розы» — этого символа невидимой церкви, с которой связывает всех верующих земная церковь. Образ «розы света», розы «высших небес», куда Беатриче ведет Данте, образ розы, созданной из искр, появляется в третьей части «Божественной комедии» («Рай»). Возникает этот образ (и тоже как символ католической церкви) и в поэме Элиота. Однако здесь роза появляется в «сумраке царства смерти». Поэма Элиота за- вершается словами о конце мира.

Вот как кончится мир
Вот как кончится мир
Вот как кончится мир
Не взрыв но всхлип

«не взрыв но всхлип»), смещение в одной фразе слов из детской песенки и молитвы («Отче наш»), нарочито измененных (см. комментарии к тексту поэмы), — усиливает ощущение неизбежности происходящего.

4. ПОЗДНЕЕ ТВОРЧЕСТВО ЭЛИОТА. ЭЛИОТ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИТИК

В позднем творчестве Элиота обозначилось движение к неоклассицизму, что было связано с его обращением к англо-католицизму.

В поэме «Пепельная Среда» (1930) звучит искренняя нота, выражающая трагизм разрыва поэта со своим народом и неосуществимое желание соединить свой стон со стоном другого существа.

В поэме «Четыре квадрата» (1943) выражен религиозно-философский взгляд на мир, на человеческую жизнь и вечность. Композиция поэмы основана на представлении о единстве четырех стихий — воздуха, земли, воды и огня, четырех времен года и четырех возрастов человека. В «Четырех квартетах» жизнь приравнивается к смерти. Умирание означает для поэта приобщение к божественному разуму.

«Скала» (1934), «Убийство в соборе» (1935), «Семейный праздник» (1939) Элиот выступает как поборник католицизма. Еще ранее он таким образом определил свою позицию: «Классицист в литературе, роялист в политик и англо-католик в религии». Об этом он писал в 1928 году, размышляя над своими дальнейшими творческими исканиями после «Бесплодной земли» и «Полых людей».

Современная буржуазная цивилизация претила Элиоту утратой духовного начала, вырождением культуры. В поисках идеала и цельности мира он обращается к средневековью и религии. Идея цельности мира отождествляется Элиотом с Богом.

Содержание некоторых произведений Элиота непосредственно перекликается с характерными явлениями современности. В стихотворении «Кориолан» (1932), написанном по мотивам шекспировской трагедии и бетховенской увертюры к «Кориолану», создан сатирический образ милитариста, фашистского диктатора. Тема «вождя» и «массы», «героя» и «толпы» звучит здесь открыто и сильно. Образ утверждающейся военной диктатуры преобладает над всем остальным.

Элиот выступал как литературный критик, обращаясь к рассмотрению важных теоретико-методологических проблем. Особый интерес вызывала у него проблема традиции, вопрос о соотношении творческой индивидуальности и традции. Пренебрежение традицией Элиот связывает с неизбежным движением к распаду культуры.

Элиот теоретически обосновывал формализм в литературной критике. Одним из его основных принципов был отказ от рассмотрения литературного произведения в сиязи с личностью писателя, его биографией. По мнению Элиота, произведение существует независимо от автора, оно автономно и представляет самостоятельную ценность. Оно — замкнутая в себе данность. Этот взгляд лег в основу англо-американской «новой критики», которая отказывается от социально-исторического истолкования литературного произведения, настаивая на его имманентной сущности.

«Священный лес» (1920), в 30-е годы— «Избранные эссе», «Назначение поэзии и назначение критики». «Джон Драйден, драматург и критик», «Елизаветинские эссе».

Примечания.

1. Murdoch I. T. S. Eliot as a Moralist // T. S. Eliot: A Symposium for his 70-th Burthday. - L. 1958. - P. 20.

2. Цит. по: Mathissen F. 0. The Achievements of T. S. Eliot. — N. Y., 1959. — P. 106.

3. Мортон А. Л. От Мэлори до Элиота. — М., 1970. — С. 218 -219.

—1951. — N. Y., 1952. — P. 426.

5. Зверев А. М. Модернизм в литературе США. — М., 1979. — С. 81.