Приглашаем посетить сайт

Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П.: Модернизм в зарубежной литературе.
Темы практических занятий и вопросы для обсуждения.

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

Тема: Притчи Ф. Кафки: Модель мира и человека1.

Вопросы для обсуждения:
 

1. Прочтите предложенные тексты и попробуйте определить время их создания. Свой ответ аргументируйте.

2. Опираясь на предложенные для анализа произведения, построqите модель мира Ф. Кафки (восстановите пространство, топографию, время, состояние мира, отношение мира к человеку, взаимодействие мира и человека, назовите ключевые образы, присутствующие в текстах, расшифруйте их семантику).

3. Какие настроения и состояния зафиксированы в тексте? Какими приемами автор передает эти состояния?

4. Какое место в рассматриваемом художественном пространстве занимает человек? Каковы взаимоотношения его с миром? Как осознается самим автором его бытие и место в мире? Найдите в тексте образы, определяющие характер отношений мира и субъекта.

5. Реконструируйте концепцию человека в притчах Ф. Кафки. Подумайте, что принципиально нового во взглядах Кафки на человека? Какими средствами пользуется писатель, предлагая нам свою трактовку человека? Можно ли говорить о характере в притчах Кафки? Свой ответ аргументируйте.

6. Каким образом выражается авторская позиция в приведенных произведениях? Вспомните приемы передачи авторского «я» в художественном тексте.

7. Опираясь на сделанные наблюдения, сформулируйте жанровообразующие признаки «малой прозы» Ф. Кафки. Аргументируйте принадлежность приведенных текстов к жанру притчи. В чем отличие притчи Кафки от классических образцов жанра?2

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
 

1. Россия и русская литература в восприятии Ф. Кафки (по материалам «Дневников»).

2. Ф. Кафка в размышлениях о творчестве и современной ему литературе (на материале «Дневников», «Писем к Милене», «Разговоров с Яноухом»).

. 3. Рецепция Ф Кафки в России история публикаций и изучения.

4. В «Библейской энциклопедии» (т 2, М , 1991) и «Литературном энциклопедическом словаре» (М , 1987) посмотрите словарные статьи «Притчи Христовы» и «Притча». Прочтите к занятию в Библии притчи о сеятеле, о талантах, о блудном сыне

Тема: Поэзия экспрессионизма: концепция мира и человека. Особенности поэтического языка

Задачу, которую мы ставим, заключается в том, чтобы дать по возможности достаточно полное представление о богатстве и многомерности художественного мира экспрессионистской поэзии. На выявление общих черт этой модели и выделение индивидуальных особенностей каждого из мастеров (без этого разговор об экспрессионизме невозможен, так как подчеркнутый субъективизм художественного мышления поэтов-экспрессионистов является отличительной чертой именно этого направления) и нацелена система предлагаемых вопросов и заданий

Вопросы для обсуждения

1. Прочтите предложенные стихотворения и попробуйте ответить на вопрос, какие чувства вызывают у вас эти произведения?

3. Попробуйте, опираясь на текст, воспроизвести ландшафт, пространство, на котором разворачивается история лирического героя. Обратите внимание на пейзаж, организацию пространства, цветовую и звуковую его заполненность.

4. Каким предстает лирический герой в приведенных произведениях? Как раскрывается история его души, что представляет собой мир героя, в каких отношениях он находится с миром и с самим собой?

5. Подумайте, насколько справедливо заявление, что «экспрессионизм существовал всегда». Докажите свою точку зрения.

6. Можно ли признать справедливым, что экспрессионизм новое искусство? В чем Вы видите истоки и причины экспрессионистской поэзии?

7. Что объединяет поэзию экспрессионистов с творчеством Ф. Кафки?

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовьте сообщения «Поэзия Эльзы Ласкер-Шюлер», «Сумерки человечества» — портрет экспрессионизма» Для работы используйте сборник. Сумерки человечества: Лирика немецкого экс- прессионизма — М , 1990

2. Сделайте сравнительный анализ оригиналов и переводов произведений Г. Тракля, Ф. Верфеля по сборнику: Золотое сечение Австрийская поэзия XIX—XX веков в русских переводах. — М ,1988.

3. Экспрессионизм в живописи и поэзии (Кокошка, Кандинский и др.).

4. В приведенном выше письме Р М. Рильке содержится оценка стихотворения Г. Тракля «Себастьян в грезах». У Рильке есть стихотворение с аналогичным сюжетом. Проведите сравнительный анализ поэтического осмысления данного сюжета поэтами-современниками.

ГЕОРГ ТРАКЛЬ

Себастьян в грезах

Для Адольфа Лооза

1

Мать несла малютку при белой луне,
В тени орехового дерева, сгаринной бузины,
Опьяненная соком мака, жалобной песней дрозда;
И тихо
Склонялся над ними, сострадая, бородатый лик
Из тьмы окна; и лежала негодная
Старая утварь

Так вот — темным был день года, печально детство.
Когда мальчик сошел к прохладным водам, серебряным рыбам, —
Покой и лик;
Когда он камнем бросился от бешеных вороных,
В серой ночи его звезда взошла над ним.

Или когда он на матери стылых руках
Вечером шел по осеннему кладбищу у Святого Петра,
Нежный труп во мраке мертвецкой лежал,
И тот поднимал на него холодные веки.

Но он был маленькой птицей в голых ветвях,
Долгим звоном в ноябрьском вечере,
Покоем Отца, —
Когда спускался во сне по смеркающейся лестнице винтовой.

2

Покой души. Одинокий зимний вечер,
Темные фигуры пастухов у старого пруда;
Малютка в избе под соломой; о, как мягко
Погружался в черную горячку лик.
Священная ночь.

Или когда он на крепких руках отца
Тихо поднимался на Голгофу

Голубой образ Человека шел сквозь свою легенду,
Из раны под сердцем бежала пурпурная кровь.
О, как тихо в темной душе поднимался крест!

Любовь; когда в глухих углах таял снег,
Голубой ветерок весело путался в старинной бузине,
Попадался в шатер орехового дерева;
И мальчику тихо являлся его розовый ангел.
Радость; когда в прохладных комнатах зазвучала соната вечера,
На бурой балке деревянной
Голубой мотылек из серебряной куколки выполз.

О, близость смерти! На каменную ограду

Когда в том марте распалась луна.

3

Розовые пасхальные звоны под могильными сводами ночи,
И серебряные голоса звезд,
Чтобы в трепетах спало безумье темное со лба спящего.

В мыслях о забвенном, туда, где в зеленых ветвях
Дрозд Нездешнее в погибель звал.

Или: когда он на костлявых руках старика


 

В тени орехового дерева явился дух зла.
Ступать зажмурясь, на ощупь по зеленым ступеням лета.
О, как были нежны
Запустенье сада в бурной тишине осени,

Когда в тени Себастьяна серебряный голос ангела замер.

Пер. А. Николаева

РАЙНЕР МАРИЯ РИЛЬКЕ

Святой Себастьян


Мощной волею уравновешен,
Словно мать кормящая нездешен,
И в себе замкнувшись, как венок.

Стрелы же охотятся за ним,

Словно вспять из бедер рвутся,
Он стоит — улыбчив, нераним.

Лишь на миг в его глазах тоска
Болью обозначилась слегка,

Выдворить из каждого зрачка
Осквернителя прекрасной вещи.

Пер. К. Богатырева

5. Экспрессионисты говорили о близости им ходожественно- эстетических систем средневековья, барокко, романтизма. Среди авторитетов назывались Босх, Эль Греко, Грюневальд, Гойя, Новалис, Клейст, Гельдерлин. Найдите черты сходства и различия в эстетических системах названных эпох и экспрессионистов

1. Определение жанра произведении Ф. Кафки, относимых исследователями к «малой прозе», является предметом специальных изысканий. Исследователями отмечается жанровая неоднородность «малой прозы», которая дает основания для широкого спектра определений: новелла (И. О. Дзенс), рассказ (Д. В. Затонский), притчи. Но, как правило, произведения «малой прозы», отличающиеся особой организацией повествования, объемом, исследователями творчества Ф. Кафки выделяются особо и относятся к жанру «притчи».

2. Существуют различные определения притчи как жанра. В «Библейской энциклопедии» притча определяется как наставление, которое «Господь Иисус Христос предлагал Своим ученикам и народу в поучение и назидание». Особо подчеркивается функция притчи — овладеть вниманием и приучить к размышлению. В «Литературном энциклопедическом словаре» автор статьи о притче С. Аверинцев относит ее к дидактико-аллегорическим жанрам литературы, близким к басне. Но в отличие от басни по мнению С. Аверинцева, притча «возникает в некотором контексте», а потому и характеризует «отсутствие развитого сюжетного движения», «символическая наполненность», «тяготение к глубинной «премудрости» религиозного или моралистического порядка».