ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ВОПРОСЫ
ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Тема: Эстетические взгляды М. Пруста.
Прочитайте к занятию предисловие М. Пруста к книге «Против Сент-Бёва», эссе писателя «Поэт и романист», «О вкусе», «Ответ М. Пруста на анкету Эмиля Анрио о классицизме и романтизме».
1. Каким представляется М. Прусту соотношение интеллекта и инстинкта (ощущения) в процессе познания и художественного гворчества?
2. Почему М. Пруст с такой настойчивостью пытается «воскресить прошлое»? В чем смысл его поиска утраченных мгновений?
3. В чем Пруст видит назначение искусства и художника?
4. Какой смысл вкладывает Пруст в понятие «вкус»?
«классицизм» в трактовке Пруста? Кого он считает «классиками»? Сравните позицию Пруста с точкой зрения Стендаля, изложенной в трактате «Расин и Шекспир».
Тема: Роман М. Пруста «По направлению к Свану».
Задания и вопросы:
1. Какие мотивы, темы, образы, встречающиеся в предисловии Пруста к книге «Против Сент-Бёва», можно обнаружить в романе «По направлению к Свану»? Чем отличается трактовка сходных тем в предисловии и в романе? Как вы думаете, что было написано раньше? Почему?
2. Прочитайте помещенный выше фрагмент из романа. Сравните его с эпизодом, в котором Марсель пытается передать свое впечатление от Мартенвильских колоколен (часть первая — «Комбре»). В чем Пруст видит подлинную сущность нашего «я»?
«Любовь Свана»)? Почему Сван полюбил Одетту, которая сначала не произвела на него никакого впечатления?
«кинематографичность» прустовского видения действительности?
5. Прочитайте описания природы в романе. В чем специфика прустовского пейзажа?
6. Прочитайте помещенные выше высказывания французских писателей о Прусте. С какими из них Вы согласны? С какими хотели бы поспорить. Аргументируйте свою точку зрения.