Приглашаем посетить сайт

Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П.: Модернизм в зарубежной литературе.
Темы практических занятий и вопросы для их обсуждения

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
 

Для практических занятий по разделу курса «Английский модернизм» могут быть выбраны разные темы, но любая из них предполагает знакомство с содержащимися в данном пособии материалами и рекомендуемой литературой. Главное — внимательное чтение произведений, погружение в текст, постижение художественного мира и принципов его создания, соотнонесение анализируемого произведения с другими вещами того же автора, включение его в литературный контекст.

Тема: Рассказ Джойса «Эвелин».

Вопросы для обсуждения:

О чем этот рассказ?

От чьего лица ведется в нем повествование? Сравните, какое место в тексте принадлежит словам рассказчика и какое мыслям героини?

Как передано в рассказе движение времени? Как соотносятся временные пласты — прошлое-настоящес-будущее?

Как проявляется это соотношение в структуре текста? Из скольких частей он состоит? Почему первая часть длиннее второй?

Какое место принадлежит мыслям о прошлом и мыслям о настоящем?

Содержится ли в тексте рассказа намек на принимаемое Эвелин в финале решение? Почему она его принимает? Воспринимается ли развязка рассказа как неожиданность? Если нет, то почему?

Какое место занимает «Эвелин» среди других рассказов сборника «Дублинцы»?

Как соотносите вы понимание Джойсом «истинного драматизма» с рассказом «Эвелин»?

Если литература, в понимании Джойса, — «это сфера частных жизненных коллизий и характеров», а драма — сфера «бессмертных страстей и непреложных человеческих истин», то к чему ближе «Эвелин»?

И вновь: о чем этот рассказ, какова его тема, какое место принадлежит ему в творчестве Джойса?

Тема: Импрессионизм прозы Вулф («Королевский сад»).

Вопросы для обсуждения и задания:

Характерные приемы импрессионизма в живописи — штриховое письмо, отказ от контурной линии. Постарайтесь найти нечто общее с этим в тексте рассказа «Королевский сад». Определите тему этого рассказа и выделите ключевые фрагменты, ее раскрывающие.

Возможно ли сопоставление принципа организации этого текста с принципами кинематографа? Объясните почему.

Выделите отдельные лейтмотивы в рассказе.

Вспомните, каковы традиционные реалистические приемы создания образа, и подумайте, почему автор от них отказывается.

Обобщите свои наблюдения и сделайте выводы об импрессионистических приемах в рассказе Вулф «Королевский сад».

Тема: Рассказ Лоуренса «Запах хризантем» в контексте литера- турного процесса начала XX века

Вопросы для обсуждения и задания

— характерная особенность литературного процесса начала XX века. Какие из них присутствуют в тексте рассказа Лоуренса? Подтвердите свои наблюдения примерами из текста.

Согласны ли вы с утверждением Вирджинии Вулф, что за спиной у Лоуренса «не стоит литературная традиция», и «это очень сильно сказывается на его творчестве»?

Как бы вы определили тему каждой из частей рассказа? Почему они не одинаковы по объему?

Какими художественными средствами передается движение реального времени9 Как показано в рассказе движение времени индивидуального9 Чем наполнены минуты ожидания?

Определите систему микроконфликтов рассказа.

«бессмертных страстей и непре- ложных человеческих истин», свойственных, по определению Джойса, для истинного иогусства?

Тема: Поэма Т С Элиота «Бесплодная земля»

Предлагается выделить следующие аспекты: мифологизм поэмы; ассоциативность образов; трагическая ирония; символизм. Об этих особенностях произведения Т. С. Элиота разговор лучше вести с текстом в руках, прочитывая его строку за строкой и комментируя читаемое. Такое «пристальное чтение» поможет сосредоточиться, выявляя по мере погружения в текст затрагиваемые и трактуемые проблемы, а также приемы и способы их раскрытия автором. Чтение поэмы проводится в аудитории с опорой на приводимые в конце поэмы комментарии.

Процесс такого прочтения «Бесплодной земли» — дело сложное. В ходе обсуждения возникнут сопоставления произведения Т. С. Элиота с другими явлениями литературы 20-х годов, с теми откликами, которые получили события первой мировой войны в творчестве его современников.