Приглашаем посетить сайт

Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П.: Модернизм в зарубежной литературе.
Марсель Пруст (1871-1922)

Марсель Пруст (1871-1922)

Пруст — один из «отцов» западноевропейского модернизма, писатель, оказавший заметное влияние на развитие романа в XX веке, прежде всего в таких его жанровых модификациях, как лирический и психологический роман

Родился в состоятельной семье известного врача. В десятилетнем возрасте перенес первый приступ астмы, от которой страдал всю жизнь В 1882 году поступил в лицей Кондорсе, где стал создателем и автором рукописного лицейского журнала «Сиреневое обозрение»

В 1886 году пишет свои первые рассказы «Затмение» и «Облака». После окончания лицея делает первые шаги в свете, знакомится с А. Франсом. В 1889 году поступает на добровольную военную службу, закончив которую, возвращается в Париж, где продолжает образование на юридическом факультете Сорбонны.

«Жан Сантей» (1952), который остался незаконченным.

В 1896 году вышла в свет первая книга Пруста, сборник эссе, новелл и этюдов «Утехи и дни». Основная мысль книги — «лучше промечтать жизнь, чем прожить ее» В «Утехах и днях» Пруст не только находит свой материал, которым стала светская жизнь, не только отыскивает свою тему — тему непроизвольной, спонтанной памяти, — но и вырабатывает свой взгляд на изображаемое. Для Пруста светская жизнь — сфера неподлинного существования, как условно и не подлинно всякое существование человека в социальном пространстве Внутренняя реальность нашего «я» оказывается для писателя ценнее реальности внешней. Не удивительно, что в своей первой книге Пруст проявил себя мастером тонкого психологического анализа, мимолетной импрессионистической зарисовки, лирической миниатюры.

Наброски к «Жану Сантею» и «Утехи и дни» стали своеобразной творческой лабораторией писателя, где готовились материалы для главного его произведения, романа «В поисках утраченного времени» (опубл. 1913—1927). Роман состоит из семи книг «По направлению к Свану» (1913), «Под сенью девушек в цвету» (1918), «У Германтов» (1921), «Содом и Гоморра» (1921), «Пленница» (1923), «Исчезнувшая Альбертина» (1925), «Обретенное время» (1927).

— не мемуары и не автобиографический роман. Пруст видел свою задачу не в том, чтобы подвести итог прожитому. Писателю важно было донести до читателей определенный эмоциональный настрой, внушить некую духовную установку, открыть истину, важную для самого автора и обретенную им, сформулированную в результате творческого усипия, в процессе написания романа. Такая установка позволяет рассматривать роман Пруста как одну из разновидностей лирического романа.

Прустовский лиризм — явление особого свойства. Лирический пафос проистекает у Пруста из стремления пробиться к подлинности нашего «я». Пруст хочет внушить читателю веру в неисчерпаемое богатство внутренней реальности, которую необходимо освободить от всеразрушающего действия привычки и умственной лени. Творческое усилие сознания вознаграждается прозрением, обретением личностью ее подлинности.

«непроизвольной памяти» Пруст противостоит символистской тенденции к конструированию образа, приводившей, особенно на позднем этапе развития символизма, к некоторой отвлеченности образа, что и вызывало настороженное отношение Пруста к символизму.

Прустовский образ импрессионистичен. В приемах его создания можно увидеть школу Флобера и Гонкуров с их тонкостью восприятии, установкой на впечатление, мастерством детализированного описания.

«Человеческую комедию» Бальзака, принципы реалистической эстетики были чужды автору «В поисках утраченного времени». Пруст менее всего склонен полагать, что личность обусловлена социальными и историческими факторами. Движущей силой поступков прустовских героев становится подсознание, область неожиданных ассоциаций и сложных комплексов. Отсюда — статичность прустовских персонажей. Меняются лишь моменты существования персонажа и точка зрения наблюдателя, что позволяет некоторым исследователям говорить о «кинематографичности» прустовского видения действительности.

Выход в свет первой книги романа вызвал недоуменные отзывы критики. «По направлению к Свану» был назван критиком А Геоном «досужим произведением», творением дилетанта. А Жид не рекомендовал издательству «Нувель ревю франсез» публикацию романа.

Признание пришло к Прусту после выхода в свет книги «Под сенью девушек в цвету» (1918), за которую автор был удостоен Гонкуровской премии.

«Подражания и смеси», в которую вошли литературные подражания и пародии, написанные в 1908—1909 годы, и статьи 1900—1908 годов. Пруст подражает манере Бальзака, Гонкуров, Мишле, Флобера, Сент- Бева, Ренана, Анри де Ренье и других Эти стилизации стали ростками настоящей литературной критики в творчестве Пруста, который обнаруживает здесь одну особенность своего дарования — способность растворяться в другом, вживаться в иную писательскую индивидуальность, своеобразный литературный протеизм.

«Против Сент-Бёва», которую он начал писать в 1907 году. В этой книге-эссе Пруст в полемике с биографическим методом Сент-Бёва вырабатывает основные положения своей эстетики и открывает формулу романа «В поисках утраченного времени». В книге «Против Сент-Бёва» писатель отыскал принцип, объединивший, сплавивший в органическое целое лирическую прозу, мемуары и литературную критику. Важнейшей мыслью Пруста становится положение о том, что «Книга — производное иного «я», чем то, которое мы обнаруживаем в наших привычках, в обществе, в наших пороках». Писатель убежден, что Сент-Бёв «недооценил всех великих писателей своего времени», увлеченный своим биографическим методом, который предполагал нераздельность человека и творца в писателе. Полемику с Сент-Бёвом Пруст перенесет затем и на страницы романа «В поисках утраченного времени» (образы Свана, Бергота, Вентейля, маркизы де Вильпаризи). Пруст отходит от биографической ценностной установки («я»-для-других; жизнь как высшая ценность) к исповедально-лирической («я»-для-себя; искусство как высшая ценность; акцент не на событиях, а на их восприятии героем).

М. Пруст не оставил школы, трудно назвать его прямых учеников и последователей. Однако влияние Пруста можно обнаружить в творчестве Ф. Мориака, А. Моруа, А. Жида, С. Цвейга, А. Моравиа, В. Набокова, В. Вулф, О. Хаксли, К. Симона и других.

В настоящее время Пруст во Франции — признанный классик, писатель, создавший «эпопею современного письма» (Р. Барт).