Приглашаем посетить сайт

Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П.: Модернизм в зарубежной литературе.
Французская литература. Модернизм.

ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. МОДЕРНИЗМ

(В. П. Трыков)

Литература французского модернизма — явление сложное по содержанию, разнообразное по форме и пестрое по составу. Она представлена такими, казалось бы, разными школами, группами, течениями, как «поток сознания», сюрреализм, дадаизм, унанимизм, драма абсурда, «новый роман» и др. Однако это разнообразие не скроет близости позиций французских модернистов, когда речь заходит об отношении к реалистической традиции и об осмыслении места человека в мире, возможностей познания окружающей действительности.

Родоначальник французского модернизма М. Пруст с величайшим почтением относился к творчеству своих предшественников в жанре романа — Стендаля, Бальзака, Флобера, Франса. Некоторым из крупнейших писателей-реалистов Пруст многим был обязан в своем творчестве: он учился психологическому анализу у автора «Красного и черного», мастерству создания литературной фрески, масштабности изображения — у Бальзака, приемам написания интеллектуального романа, насыщенного сложными культурными реминисценциями и философской проблематикой — у Франса.

«В поисках утраченного времени» (опубл. 1913—1927) Пруст создает свой оригинальный вариант по-бальзаковски многотомного цикла — «роман-поток», в котором стендалевский психологизм преобразуется в особую технику «потока сознания», а внутренний монолог поглощает всю романную структуру.

Традиционные формы романного повествования не удовлетворяют прустовской потребности в субъективизации художественной реальности. Исходным тезисом Пруста становится мысль: «Все — в сознании, а не в объекте». Для Пруста подлинное бытие — не вне, а внутри сознания. Человек для автора «В поисках утраченного времени» это «Homo Reminiscens» («Человек вспоминающий»). Модернист Пруст не верит в возможности разума. «С каждым днем я все менее ценю разум. С каждым днем все более отдаю себе отчет в том, что только выйдя за его пределы, писатель может вновь овладеть чем-то из наших впечатлений, то есть извлечь нечто такое из себя самого, что и есть единственный предмет искусства», — заявляет Пруст в предисловии к книге «Против Сент-Бёва». Зато самой высокой оценки удостаивается бергсоновская интуиция, проявляющаяся в те редкие мгновения «озарений», когда мир благодаря действию механизма непроизвольной памяти освобождается от притупляющего остроту восприятия действия привычки и предстает в своей подлинности, то есть в первозданной свежести и остроте впечатления.

Другой мэтр французского модернизма, лауреат Нобелевской премии Андре Жид был в не менее сложных отношениях с классической и реалистической традициями французской литературы. А. Жид называл себя «лучшим представителем классического искусства» в литературе Франции на рубеже XIX—XX веков. В список десяти лучших французских романов он включил «Пармскую обитель» Стендаля, «Кузину Бетту» Бальзака и «Мадам Бовари» Флобера. Жид неизменно восторженно отзывался о Достоевском, которому посвятил книгу биографического характера. Все это не помешало А. Жиду утверждать, что лучшее средство возродить современное ему искусство — это «... удалить его от жизни».

А. Жид — тонкий психолог и моралист, отстаивающий в своих произведениях («Яства земные», 1897; «Имморалист», 1902; «Подземелья Ватикана», 1914) право человека быть свободным и счастливым, культивирующий полноту и многообразие ощущений.

А. Жид, подобно Прусту, скептически относится к возможно- стям интеллекта. Культура, познания, добытые усилием разума не приносят счастья, не дают главного — ощущения полноты бытия. Только бросив научные штудии и отправившись в Африку, главный герой романа «Имморалист» Мишель обретает себя, свое подлинное «я», а вместе с ним — физическое и душевное здоровье. Для другого героя-имморалиста А. Жида Лафкадио из «Подземелий Ватикана» способом подлинного бытия становится «бесцельное действие» («Action gratuite»). Но моралист Жид не скрывает от читателя своих сомнений: за свободу, обретенную Мишелем, платит ни в чем не повинная, умная, тонкая и любящая его Марселина; эксперимент Лафкадио приводит к гибели жалкого и безобидного Флериссуара. Ницшеанское преклонение перед сверхчеловеком соединяется у А. Жида с гуманистической традицией реалистической литературы, с раздумьями о нравственных последствиях совершаемых поступков.

«роман идей», «чистый роман». Таким романом становятся его «Фальшивомонетчики» (1925), своеобразный «роман в романе», в котором Жид пытается очистить жанр от чуждых ему элементов, каковыми автор считает интригу, характеры, внешние эффекты.

М. Пруст и А. Жид демонстрируют одну из характерных черт французского модернизма, особенно на раннем этапе его развития — связь с классической традицией интеллектуального, аналитического романа.

В поэзии эта тенденция особенно отчетливо проявилась в творчестве Поля Валери, основоположника интеллектуальной лирики во французской литературе. Главный герой поэзии П. Валери — «сознание себя сознающее». Неслучайно через все его творчество проходит образ Нарцисса, символизирующий зачарованность творческого сознания собственными глубинами.

Валери не верит в познаваемость мира: постоянный мотив его стихотворных сборников «Юная парка» (1917), «Морское кладбище» (1920) — мысль о бессилии человеческого разума. Отсюда скептическое отношение поэта к принципам реалистической эстетики. В статье «Искушение (святого) Флобера» Валери так говорит о крупнейшем писателе-реалисте: «Флобер верил, вместе со своей эпохой, в ценность «исторического документа» и в наблюдение действительности, голой и неприкрашенной. Но то были лживые идолы. Единственное реальное в искусстве — это искусство». Так у Валери, как и у Пруста, искусство становится самоценным, самодовлеющим, единственным способом существования художника в мире.

Индивидуалистическим ценностям символистов — Пруста, Жида и Валери — унанимисты противопоставили культ единения людей («unanime» — единодушный), слияния человека с природой. Унанимизм как литературное течение возник в 1905—1906 годах. В группу входили Ж. Ромен, Ш. Вильдрак, Р. Аркос, Ж. Дюамель и др. Концепция унанимизма сложилась под влиянием идеи «психической длительности» А. Бергсона, а также социологии Э. Дюркгейма, «психологии толпы» Г. Лебона и прагматизма У. Джеймса.

унанимистов заменяется изучением и изображением коллективного сознания. Причем, сознание коллектива мыслится не как исторически обусловленное явление, а как неделимая душевная стихия, некая самостоятельная психическая реальность. Унанимисты отказываются от социального анализа ради исследования мистической коллективной души. Они убеждены, что мир нельзя познать, но им можно овладеть. Единодушие, общий коллективный порыв позволяет овладеть текущей над миром душевной энергией человечества.

Еще более отчетливо разрыв с реалистической традицией обнаруживается в поэзии сюрреализма. Сюрреализм возник в конце 10-х — начале 20-х годов XX века. Его основатели А. Бретон, Ф. Супо, Л. Арагон, П. Элюар. При своем зарождении сюрреализм был тесно связан с дадаизмом Т. Тцара. Сюрреалисты провозгласили полное освобождение подсознательных импульсов человека с помощью особой, разработанной ими литературной техники — «автоматического письма». Сюрреалисты уподобляют процесс творчества галлюцинации, сну, бреду. В эстетике сюрреалистов уже ничего не осталось от того аналитизма, стремления к упорядоченному прояснению сложных психических явлений, которые можно наблюдать в творчестве М. Пруста, А. Жида, П. Валери.

Сюрреалисты — последовательные иррационалисты, отвергающие не только разум как способ познания или критерий истины, но и вообще всякую логику и лишь фиксирующие с точностью фотопленки вспышки подсознания. В «Манифесте сюрреализма» (1924) А. Бретон с сожалением констатировал: «... Мы все еще живем под властью логики <...>. Но в наши дни логические методы применимы лишь при разрешении второстепенных по смыслу проблем».

— все эти категории окончательно разрушаются в сюрреалистических «автоматических текстах». Сюрреалистический образ строится на произвольных ассоциациях, на фиксации первого пришедшего в голову слова. По выражению А. Бретона, «сюрреализм — чистый психический автоматизм <...>, диктовка мысли за пределами всякого контроля, осуществляемого рассудком <...>».

Очевидно, что, если М. Пруст, А. Жид, П. Валери, унанимисты так или иначе, сложными, подчас противоречивыми чувствами «любви-ненависти» связаны с линией классической аналитической, а порою и реалистической литературы, то сюрреализм ориентируется скорее на поэтические открытия романтиков и символистов: на романтическую теорию двоемирия, на супранатурализм Жерара де Нерваля, на концепцию поэта-ясновидца А. Рембо и новый реализм Г. Аполлинера.

литературы, а подчас и разрыв с ними.

После второй мировой войны развитие модернизма вступит в новую фазу. Открытия модернистов первой половины века будут использованы в экзистенциалистской литературе (Ж. -П. Сартр, А. Камю, Ж. Ануй и др.), в «новом романе» (Н. Саррот, А. Роб- Грийе, М. Бютор, К. Симон и др.) и драме абсурда (Э. Ионеско, Ж. Жене, Б. Виан) с их установкой на разрушение характера, мифологизацию и депсихологизацию.