Приглашаем посетить сайт

Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П.: Модернизм в зарубежной литературе.
Франц Кафка (1883-1924)

Франц Кафка (1883-1924)

Франц Кафка (Franz Kafka) — крупнейший немецкоязычный писатель XX века. Родился в Праге в семье еврейского служащего, окончил юридический факультет Пражского университета, писал произведения на немецком языке, принадлежал к пражской группе писателей. Круг друзей Кафки был очень небольшим: Оскар Поллак, Макс Брод, Оскар Баум, Феликс Велч; сложные отношения связывали Кафку и переводчицу Милену Есенскую. Писатель был знаком с Францем Верфелем.

Вынужденный выполнять обязанности служащего в одном из страховых обществ, Кафка тяготился этим видом деятельности, о чем свидетельствуют многочисленные записи в его «Дневнике», письмах. Жизнь его вообще не была богата внешними событиями, а долгими ночами, борясь с бессоницей и болями, он создавал свои произведения, которые сам нередко называл конструкциями, сновидениями, и зачастую не знал, что с ними делать: издавать или уничтожать (см. «Завещание»).

Творческое наследие Ф. Кафки составляют романы: «Америка» (1911—1916), вышел в свет в 1927 году, «Замок» (1922), вышел в свет в 1925 году, «Процесс» (1915—1918), вышел в свет в 1925 году; «Письмо к отцу», «Дневники» «Письма к Милене». Первые рассказы Кафки печатались в журналах, начиная с 1909 года, при жизни увидели свет и отдельные сборники «Наблюдение» (1913), рассказы «Приговор» (1913), «Кочегар» (1913), новелла «Превращение» (1916). В 1915 году Ф Кафка был награжден одной из самых престижных литературных премий — премией Фонтане. После первой мировой войны был опубликован его рассказ «В исправительной колонии» (1919), вышли сборники «Сельский врач» (1919) и «Голодарь» (1924) Отношение самого Кафки к собственному творчеству было крайне противоречиво и, умирая, он просил Макса Брода уничтожить его рукописи.

искусства. Произведения Ф. Кафки отразили тот глобальный сдвиг, который произошел в художественном сознании в XX веке и был порожден социальными потрясениями времен войн, революций и изменением кардинальных представлении о месте человека в мироздании. Обычно говорят о том, что Кафка не испытывал в своем творчестве влияния предшественни- ков. Это не совсем так В записях автора «Приговора» и «Замка», несомненного авторитета в литературе XX века, мы находим многочисленные замечания о значении для него творческого наследия Ф. Достоевского, А. Герцена, Ч. Диккенса, И. В. Гете, Г Клейста, Г. Бюхнера, Ф. Грильпарцера и многих других. Не более чем мифом является и утверждение об остраненности Кафки от современного ему литературного процесса. В «Дневнике» и письмах имеется немало очень точных замечаний о многих писателях, создававших свои произведения в 10—20-е годы XX века.

Повествовательную манеру Ф. Кафки отличает необычайное внимание к детали, удивительная осязаемость вещи, стремление максимально точного выражения мысли, отмеченное мучительным поиском адекватного словесного воплощения. Ясный, точный, напоминающий канцелярский язык произведении Кафки полностью подчинен задаче выражения абсурдности бытия, воспроизведению порою кажущихся фантасмагоричными событий.

Кафка привел в литературу своего героя, который генетически связан с одинокими и униженными жизнью героями Достоевского, Гоголя, Диккенса, Грильпарцера. Не имеющие часто имени, персонажи его произведений ведут отчаянную и безрезультатную борьбу за право достойного существования. Трагический исход этой борьбы предрешен, ибо паутина, сотканная молохом цивилизации, способна уничтожить не только маленького и беззащитного человека, но и само мироздание. Но все-таки в каждом новом произведении Кафки человек бросает свой слабый вызов миру и пытается восстановить распавшиеся связи, очевидно, в этом есть смысл.

Произведения Кафки в России представлены многими переводами, количество которых заметно увеличилось в последнее десятилетие. Всегда с благодарностью вспоминавший о том, что в его формировании большую роль сыграла славянская культура и русская литература, Франц Кафка пришел к широкому русскому читателю, а значит стал и фактом нашей культуры.