Приглашаем посетить сайт

Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П.: Модернизм в зарубежной литературе.
Модернизм. Английская и ирландская литература.

МОДЕРНИЗМ. АНГЛИЙСКАЯ И ИРЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

(Н. П. Михальская.)
 

Термин «модернизм» используют для обозначения новых явлении в искусстве XX века, а тем самым — и в литературе как одном из его видов. Слово «модерн» (франц. moderne) означает «современный».

Модернизм — искусство современности, искусство, рожденное XX веком.

В период 1910-х—1920-х годов модернизм формируется в художественную систему. В его русло влились возникшие в начале века течения — экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреа- лизм. В произведениях модернистов — писателей, художников, музыкантов, скульпторов — выражено мировосприятие людей сложной общественно-исторической эпохи, наполненной множеством масштабных событий и перемен — таких, как войны, крушение империй, революции, быстрые темпы технического развития, про- никновение в новые сферы научного знания о вселенной, о человеке, особенностях его мироощущения, психологии в условиях антигуманной индустриальной цивилизации. Убыстряются ритмы жизни, изобретаются более совершенные средства коммуникации, меняются представления о пространственной и временной протяженности. В сфере искусства ведутся поиски новых средств художе- ственной изобразительности.

В творчестве писателей-модернистов отразилось присущее им новое художественное мышление, формирующееся под воздействием динамичной многоаспектной действительности Происходят поиски новых приемов и средств самовыражения, раскрытия своего «я», психологии своих современников. Модернисты передают жизнь по-новому, выступая смелыми экспериментаторами в прозе, поэзии, драматургии. Не отвергая сделанное их предшественниками, они ищут и находят новые пути, отвергают преграды для развития искусства современности.

Развитие литературы модернизма происходит во взаимодействии с другими видами искусства— живописи, музыки, скульптуры, с ориентацией на достижения и открытия в науке, философии и психологии. Модернистов объединяет обостренный итерес к внутренней жизни человека, миру его чувств, особенностям восприятия окружающего, к работе памяти и сознания. Движение мыслей, впечатлений, памяти передается в «потоке сознания».

Было бы неправомерным считать интерес к освоению способов передачи работы сознания и движения чувств особенностью лишь модернизма. Он проявился в творчестве классиков разных эпох — у Шекспира. Гете, Стендаля, Толстого. Вспомним слова Чернышевского: «Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других; ему интересно наблюдать. как чувство, непосредственно возникшее из данного положения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминании и силе сочетаний, представляемых воображением, переходит в другие чувства, снова возвращается к прежней исходной точке и опять и опять странствует, изменяясь по всей цепи воспоминаний... Графа Толстого всего более интересует сам психологический процесс, его формы, его законы, диалектика души»1

Раскрывая сложность психических процессов, диалектику души, Толстой предвосхищал искания писателей XX века. Он ясно видел, что по мере развития литературы интерес к подробностям чувств заменяет интерес к событиям. В модернизме XX века внимание к внутреннему миру, к самовыражению авторского «я» обостряется.

эпохи, в творчестве каждого они протекали по-своему. Более продуктивно выявлять то новое, что отличает произведения писателей XX столетия от классических моделей XIX века. При этом нельзя не учитывать неравномерность движения к новому, его продуктивность, а также и то, что интенсивность освоения современных средств выразительности у писателей разных поколений и различной эстетической ориентации не была одинаковой.

В английской литературе на переднем крае модернизма — Вирджиния Вулф, Дэвид Герберт Лоуренс; в поэзии метром модернизма признан англо-американский поэт Томас Стернз Элиот. Как энциклопедия модернистского искусства был воспринят роман «Улисс» ирландца Джеймса Джойса, которого его современница Вулф назвала «самым примечательным» среди молодых модернистов начала века.

Джойс, наряду с Прустом и Кафкой, — один из «отцов модернизма». Свое понимание задач художника Джойс связывает со стремпением к всеобъемлющим формам изображения основных законов бытия, к созданию «универсалии» жизни с извечно присущим ей взаимодействием страстей, импульсов, побуждений, инстинктов. Поиски способов реализации этой задачи он осуществляет в своем творчестве. Как основной прием он утверждает «поток сознания», экспериментирует в передаче его движения, проникает в тайники подсознания. Традиционные элементы структуры классического романа сменяются новыми принципами подачи и организации материала (передача потока сознания, перебои мысли, параллельное и перекрещивающееся движение нескольких потоков мыслей, фрагментарность, монтаж, словотворчество).

Теоретик английского модернизма Вирджиния Вулф провела водораздел между двумя типами писателей, которых она назвала «материалистами» и «спиритуалистами» (статья «Современная художественная проза»). Материалистами она называет Беннета, Уэллса и Голсуорси, к спиритуалистам причисляет Джойса, Лоуренса и себя. Отдавая дань заслугам материалистов, она считает их произведения устаревшими. Современная литература, считала Вулф, создается спиритуалистами, для которых интересно не то, что лежит на поверхности, не материальное, а духовное, то, что «расположено в подсознании, в труднодоступных глубинах психологии». На исследование и изображение этих сфер и направлено прежде всего ее внимания.

Важная роль в модернизации английской литературы принадлежит Дэвиду Герберту Лоуренсу, стремившемуся к обновлению не только искусства, но и жизни. По сравнению с экспериментами Джойса и Вулф, его проза ближе традиционным формам повествования. Конкретность видения Лоуренс сочетает с обобщениями и символами философского плана, творя при этом свою «философию жизни». Видя задачу писателя в передаче эмоциональной жизни человека, считая любовь сферой проявления таящихся в человеке возможностей, он делает тему отношения полов одной из основных в своем творчестве, включая ее в более широкое русло — связь между человеком и природой, окружающим миром. В изображении сложной гаммы эмоций, влечений, постоянно изменяющихся отношений и чувств Лоуренс — смелый новатор.

войну, ступившего на «опустошенную землю». Отвергая романтическую традицию, он бежит от эмоций, создает деперсонализированную поэзию; цель поэзии Элиот видит в выражении «внеличного», более общего и тем самым более близкого объективному миру. В поэзии и литературной критике Элиот ищет пути адекватной передачи жизни и оценки искусства.

Ниже приводятся разделы о творчестве крупнейших писателей- модернистов, тексты их произведений, темы для практических занятий и списки рекомендуемой литературы.

Примечания.

1. Чериышсвский Н. Г. Полн. собр. соч. — М., 1947. — Т. 3. — С. 422—423.