Приглашаем посетить сайт

Бреннер Ж.: Моя история современной французской литературы
Жорж Навель

Жорж Навель
 

Во время последней войны драматург Поль Жеральди уехал в свои владения в прибрежных горах Мор на юге и использовал там в качестве поденного рабочего в саду одного примечательного садовника. Между мужчинами родилась дружба. Жеральди восхищался речами своего протеже. Богатый буржуа, он был поистине очарован пролетарием, который жил своим трудом. В конце концов он заставил садовника написать воспоминания. Так в 1954 г. появилась книга «Труды» Жоржа Навеля с предисловием Поля Жеральди. Эта встреча Жеральди — Навеля очень удивила читателей. Напомним, что помимо пьес, Жеральди — автор сборника стихотворений счастливой судьбы, название которого само по себе большая находка, «Ты и Я». Именно в нем, в этом сборнике, находится строка, которую так часто цитируют: «Опусти немного абажур». Опубликованный впервые в 1913 г. сборник «Ты и Я» часто переиздавался, и ни один современный поэт не был так известен, как Поль Жеральди, если не считать Жака Превера.

Конечно, ни о каком абажуре нет речи в «Трудах», где говорится о тяжелой жизни рабочего в городе и деревне. Большой заслугой Жеральди стало то, что он ощутил поэзию, отличную от его собственной, и немедленно понял, что Навель поэт. Иначе говоря, Навель не только передал нам свой драгоценный опыт, но он еще использовал слова, говорившие о счастье самовыражения. Его стиль предельно прост и точен.

Именно так, как он, можно быть «литературно честным». Жорж Навель, тринадцатый ребенок в рабочей семье, родился в начале века в деревне вблизи Понт-а-Муссона, ще его отец работал чернорабочим на литейном заводе. В то время заводские пролетарии состояли из безземельных крестьян и крестьян, разоренных филлоксерой!44  овощи, чтобы сводить концы с концами. Таким образом, с раннего детства Навель познал и завод, и деревню. Он был в своей тарелке и здесь и там.

Война 1914 г. заставила его переехать из родной деревни в Лион, ще он начал работать в лудильной мастерской, хотя ему не было еще пятнадцати лет.

«чувствовать себя в своей тарелке», я не имею в виду, что Навеля полностью удовлетворяли условия навязанного ему существования. Как только он стал рабочим, его старший брат, освобожденный от воинской повинности, таскал его на профсоюзные собрания, и он прекрасно сознавал, какие должны произойти изменения, чтобы рабочий перестал себя ощущать рабом в современном мире. Он рассказывает «о счастье быть ловким», о радости от хорошо выполненного дела, овладение мастерством внушает нам «своего рода превосходство».

Но что больше всего поражает у Навеля, так это его вкус к скитальчеству, непоседливость, заставляющая его менять ремесла и разнообразить работу. Он работает наладчиком у Ситроена, земляным рабочим в горах, садовником в Ницце, маляром на стройке, виноградарем, сборщиком урожая лаванды. В конце книги он возвращается на завод, ще зарабатывает больше, чем ще бы то ни было, но «тут я уже не был таким счастливым животным, каким был на юге, работая на свежем воздухе». Он говорит «о рабочей печали, которая излечивается только участием в политической жизни».

Примечания.

— В начале XX в. резко ухудшилось положение мелких крестьян, особенно крестьян-виноделов, владевших небольшими парцеллами, засаженными виноградниками. Напавшая на виноградники филлоксера совершенно лишила их урожаев, и они разорились.