Приглашаем посетить сайт

Бреннер Ж.: Моя история современной французской литературы
Жан Жене

Жан Жене
 

В апреле 1986 г. после смерти с интервалом в несколько дней Симоны де Бовуар и Жана Жене еженедельник «Эвенман де Жеди» опубликовал статью под названием «Дверь закрывается».

Под этим, очевидно, подразумевалось, что кончилась эпоха экзистенциализма. Экзистенциализм сводился к деятельности «святой троицы» — Сартра, Бовуар и Жене.

Симона де Бовуар получила право появиться на обложке в «Нувель обсерватер» с подписью «Женщины, вы ей обязаны всем». Мы не выдумываем: таково было название статьи, посвященной ей Элизабет Бадинтер, супругой выдающегося члена социалистической партии (впрочем, заголовок мог быть находкой главного редактора). Журналисты в большинстве своем видели в Симоне де Бовуар активистку движения «Освобождение Франции» и пренебрегали ее творчеством.

За двадцать лет Жан Жене не опубликовал ни одного нового произведения. Он написал лишь несколько статей и дал несколько интервью. «Монд» напомнила самые интересные из его публичных заявлений. Например, он высказывался в поддержку «Черных пантер»27: «Что меня заставило почувствовать себя близко к ним, это ненависть, которую они испытывают по отношению к миру белых». А вот его слова в защиту палестинцев: «Именно они возводят в самую высокую степень ненависть к Западу... Они имеют на нее право, потому что я их люблю». А вот еще одно его высказывание: «Советский Союз всегда занимает сторону слабых, самых обездоленных».

Достопамятный Жак Ланг, отвечающий за вопросы культуры в социалистической партии, выразил свои чувства в прессе в памятном коммюнике: «Ненавидимый и пригвожденный Тартюфами, Жан Жене был воплощением свободы. Его творчество, пылкое и чистое, предельно утонченное, не имело оправданий в глазах властей». Франсуа Леотар, министр культуры в действующем тогда правительства Ширака, пошел вслед за Лангом, как и в случае с колоннами Бюрана в Пале-Рояле и с новыми правилами в саду Тюильри, он пишет: «После непонимания и исключения Жана Жене из культурной жизни публика наконец признала значение этого вечного бунтаря, этого маргинала, защищающего различные меньшинства».

Г-н Леотар знает французскую литературу так же плохо, как его учитель Жак Ланг. Пусть он хотя бы теперь узнает, что Жан Жене сам решил тайком опубликовать свои первые произведения между 1943 и 1946 гг. Книги Жене прославляют мужчин-проституток, воров и красивых убийц. Фон его книг мерзкий, но стиль великолепен. Жене научился писать, читая романы Жуандо и стихотворения Кокто.

С 1947 г. он вышел из подполья, опубликовав свою первую пьесу «Служанки», получившую премию Плеяды. Ее сыграли в театре «Атенеум». Жене сразу же стал звездой в мире литераторов и оставался ею до последнего дня своей жизни. В 1952 г. Сартр, будучи на вершине славы, посвятил ему шестьсот страниц своего эссе. В 1966 г. пьеса Жене «Ширмы» была поставлена в национальном театре «Одеон». Если в Бурбонском дворце и раздались слова протеста, Мальро лично вмешался, чтобы их прекратить.

симпатию ко всем террористическим движениям мира. Жан Жене не последовал примеру Сартра, считавшего, что получение премии его компро- метирует. Однако вместо того, чтобы тихо поблагодарить членов жюри национальной премии, он послал очаровательного юнца получить чек из рук Жака Ланга.

Спустя несколько недель после его смерти появилась его последняя книга «Пленный влюбленный», сборник «ангажированных» воспоминаний, ничего, однако, не прибавляющий к его творчеству. Вот как он описал поражение 40-го года: «Эта Франция была схвачена почти без боя несколькими батальонами красивых и воинственных блондинов. Из-за избытка красоты, светлых волос и молодости Франция пала. Легла ничком. Я там был. Потом она спаслась, испуганная, дрожащая, у меня на глазах...»Поддерживая. Фронт освобождения Палестины, в семидесятые годы он восклицает: «Мизинец самого юного феддаина28 занимал меня больше, чем вся Европа, а Франция была далеким воспоминанием моей молодости».

«Чуда розы» и «Похоронного бюро». Мне бы, однако, хотелось, чтобы избиратели господ Ланга и Леотара ознакомились с книгами, прославленными безответственными министрами культуры. Я не уверен, что они захотели бы их переизбрать

Примечания.

«Черных пантер». — «Черные пантеры» — группировки террористов в США, возникшие в шестидесятые годы, состоящие из иммигрантов афро-азиатских национальностей.

28. Феддаин (араб) — человек, который жертвует собой ради священной цели, идеи