Приглашаем посетить сайт

Бреннер Ж.: Моя история современной французской литературы
XIII. Новый театр

XIII
НОВЫЙ ТЕАТР
 

Большинство эссе о новом направлении французского театра послевоенной поры написано иностранцами. Например, эссе Леонарда Пронко «Театр авангарда» было написано в Клермоне (Калифорния), а эссе «Театр абсурда» Мартина Эслина —в Лондоне. Мы знаем также, что некоторые из лучших попавших в эти эссе писателей родились за границей: Эжен Ионеско, Самюэль Беккет, Артюр Адамов.

Однако прародителем «нового театра» был Альфред Жарри. Пронко и Эслин согласны по поводу даты его рождения: 10 декабря 1896 г. В этот день состоялось представление пьесы «Король Убу» в театре «Л'Ёвр». Крупный поэт Йейтс39 , зритель на том самом памятном представлении, в своей «Автобиографии» пишет: «Считая необходимым поддержать самую живую труппу, мы кричали, чтобы подбодрить актеров, но ночью в гостинице «Корнель» мне было грустно... я думал о том, что еще будет возможно после Стефана Малларме, после Поля Вердена, после Густава Моро, после Пюви де Шаванна40 , после нашей поэзии со всеми тонкостями ее красок, чувствительностью к ритмике, после нежности тональностей Кондора, что еще? После нас мог возникнуть только бог-дикарь».

Это неплохо замечено, но бог-дикарь укоренился не только на ниве икусств: он мелькал и на полях сражений двух мировых войн. Между этими двумя его появлениями определенно есть связь. Театр абсурда впервые показался на свет после первой великой войны, коща появились дадаисты и сюрреалисты. Жан Кокто поставил тоща свою пьесу «Свадьба на Эйфелевой башне».

Антонен Арто создал театр Альфреда Жарри, где шла пьеса Роже Витрака «Виктор, или Дети у власти». Получившая успех после возобновления постановки Жаном Ануем в 1962 г., эта пьеса тогда не собрала публики. Новый театр должен был ждать второй мировой войны, чтобы его значение определилось более четко. Мартин Эслин пишет: «Наша эпоха ощущает, что былая уверенность человека и все виды веры прошлых времен исчезли.

Подвергнутые испытанию, они показали свою недостаточность, дискредитировали себя, были приняты как незначимые, детские иллюзии. До конца второй мировой войны все оставшиеся у народа религиозные убеждения были оттеснены верой в прогресс, в нацию и в другие зародыши тоталитаризма. Их распылила война».

В 1942 г. Камю опубликовал «Миф о Сизифе», где он определял абсурд как расхождение между человеком и его жизнью. Позднее в эссе о Кафке Ионеско дал собственное представление о том, что такое абсурд: «Абсурдно то, что не имеет цели. <...> Отрезанный от своих религиозных и метафизических корней, человек чувствует себя потерянным, все его поступки становятся бессмысленными, бесполезными, тягостными».

грубой, революционной форме: «В то время как Сартр и Камю делают свой вклад в традиционное сценическое воплощение, театр абсурда идет вперед, стараясь воссоздать единство постулированных принципов и формы, в которой они выражены».

Драматурги театра абсурда насмехаются над хорошо продуманным действием, логическими переходами, персонажами с правоподобной психологией поведения, над живописью нравов своего времени. Но они отнюдь не менее своих предшественников претендуют на правду. Вместо прежних театральных условностней они создают новые условности, хотят продвинуться к самой сути. Под обломками старой цивилизации они хотят найти тайные истины, корни, связующие человека с миром. Театр авангарда часто запоминается благодаря своей пародийности и опустошительному воздействию, но поэтический поиск освобождающих мифов в нем совсем не менее важен.

Книга Леонарда Пронко включает статьи о Беккете и Ионеско, об Адамове (побеждающий антитеатр) и Жене (ритуальный театр). Она заканчивается исследованием «От Вавилона до Эдема», ведущего нас от Вавилона Жана Тардье в Эдем Жоржа Шеаде через «Лимбы» Пишетта, Гельдерода, Одиберти. Речь здесь идет о том, что иногда называют поэтическим театром, тут правильно упомянут Рене де Обалдиа.

Фран-Ноэн не назван ни в одной из этих книг. Однако вместе со своим другом Альфредом Жарри он заслуживает быть упомянутым как предшественник нового театра. Жан-Юг Сэнмон воздал ему должное в «Тетрадях патофизического коллежа» (1953), журнале, которому Ионеско доверил свою «Лысую певицу» и вде Виан опубликовал своих «Строителей империи».

39. Иейтс Уильям Батлер ( 1865— 1939) — ирландский поэт и драматург. 40. Густав Моро (1826—1898) —французский художник, близкий к символистам, учитель Матисса и Марке, чье творчество в немалой степени повлияло на Редона, Руо, Дали. Наиболее известные работы: «Орфей», «Похищение Европы», «Гесиод и Муза». Пюви де Шаванн Пьер (1824—1898) — французский живописец, мастер мс*ументалъно-декоративной живописи, символист, известный отвлеченно- идиллическими полотнами, для которых характерно плоскостное изображение, приглушенная цветовая гамма (панно «Жизнь Св. Женевьевы»).