Приглашаем посетить сайт

Бреннер Ж.: Моя история современной французской литературы
В скобках о Фран-Ноэне

В скобках о Фран-Ноэне
 

Из произведений этого автора в продаже сейчас находятся только «Аморфные стихотворения», изданные при участии Франсуа Карадека Жан-Жаком Повером. Речь идет о соединенных в одном томе двух первых книгах стихов писателя «Невнимательность и забота» (1894) и «Флейты» (1898). «Невнимательность и забота» — сочинение очень молодого поэта, ему шел двадцать первый год, потому что он родился 25 октября 1873 г. Андре Жид для своей «Антологии французской поэзии» в библиотеке Плеяды выбрал три стихотворения из этого сборника.

Почему стихотворения называются аморфными, спросите вы? Потому что, как говорит название сборника, они не имеют правильной, законченной формы. Читая их, вспоминаешь то Лафорга, то Франсиса Жамма, но любопытнее всего то, что вспоминаешь также и Жака Превера, и Реймона Кено. Уже поэтому Фран-Ноэн должен иметь свое место в истории французской литературы. Ему посвящена одна глава третьей книги Жарри «Доктор Фострол». Она называется «С аморфного острова», в начале ее странная фраза, точно описывающая впечатление, которое произвели на Жарри стихотворения этого автора: «Этот остров похож на мягкий, амёбовидный, протоплазмический коралл. Деревья его мало чем отличаются от улиток, показываюпщх нам рога». Вспомним также, что стихи Фран-Ноэна казались Жарри похожими на вермишель. Однако на аморфном острове Фран-Ноэн не единственный король, рядом с ним его собратья — Альфонс Алле, Жюль Ренар и сам Жарри. Вот уже и хорошая компания.

Фран-Ноэн начал свою карьеру драматического автора в 1901 г., написав пьесу, озаглавленную «Двадцать тысяч душ», которую поставил Жемье в театре «Жимназ», публика, правда, ее не приняла. Пьеса была написана в трех актах, третий сняли сразу после генеральной репетиции. Фран-Ноэн заявил, что в следу- ющий раз он напишет пьесу в четырех актах, «если один отменят, остальные будут смотреться веселее».

«Двадцати тысячах душ» не так уж важно, основное — это живописные сцены провинциальной жизни и особенно критика провинциального языка. Фран-Ноэн решил использовать готовые формулы, клише бытовой речи. Ему следовало бы опубликовать свою пьесу под названием «Страна образцов» и снабдить ее «краткими заметками об образцовой беседе современных французов», сборником фраз, произносимых при различных обстоятельствах по-разному (фразы «для приглашения без церемоний», «для подступов к разговору об искусстве», «для порицания некоторых особ»и т. д.).

Фран-Ноэн вписывается в ту традицию французского искусства, где фигурируют Анри Монье с его «Жозефом Прюдомом»41 , Флобер с его «Лексиконом прописных истин», Блуа с его «Выдержками из общих мест» и Ионеско с его «Лысой певицей». Смеяться над общеупотребительными словами и выражениями стало одним из самых распространенных увлечений наших писателей.

Одно драматическое действо Фран-Ноэна хорошо известно любителям музыки, это «Испанский час»42 . Морис Равель выбрал его для либретто оперы-буфф, где, за исключением финального квинтета, он принес в жертву декламации голосовые партии, стараясь удержать в спектакле комические эффекты, всегда хоршо действующие на зрителя.

«Жабуна» он стал любимым детским автором. Добавим, что Фран-Ноэн — отец популярных Жана Ноэна и Клода Дофэна43.

Утвердивший себя пятьдесят лет назад «новый театр» вошел в нашу классическую традицию как театр актера. Французский зритель, изучавший в школе Корнеля и Мольера, убежден, что пьеса — это прежде всего текст. Сегодня в театральных кругах думают, что пьеса — это только предлог для постановки спектакля. Постановка пьесы и ее интерпретация не менее важны, чем сама пьеса. Во всяком случае нас заставляют так думать. В рекламе некоторых спектаклей указывают лишь имя режиссера, забывая об авторе.

ее успеху. Во всяком случае режиссеры школы Копо (Жуве, Дюллен) служили на пользу драматическим авторам. Сегодняшние режиссеры только отталкиваются от писателей. Они, не колеблясь, сотрудничают с Расином и Мариво. В этом следует видеть влияние кинематографических нравов, автор фильма — режиссер, а не сценарист и не автор диалогов. Но беспокойство вызывает будущее нашего театра, сегодняшние режиссеры — так называемые вдохновители театральных действ — не сумели воспитать в новом поколении ни одного автора.

Неужели Беккет (р. 1906) и Ионеско (р. 1912) — наши последние драматурги? Напомним, что Жан Ануй (р. 1910), посвящая вышеозначенным драматургам теплые статьи, обеспечил успех пьесам «В ожидании Годо» и «Стулья». Дебютировав в театре очень молодым, Жан Ануй скоро прославился. Вот почему его надо рассматривать как старейшину театра. Он был лучшим «гением подмостков». Ануй мощно повлиял на обновление театра, а одна из лучших его пьес —это «Директор оперы» (1972), написанная тоща, когда уже не говорили больше ни о театре авангарда, ни о театре абсурда. Но «Стулья» в это время уже показывали в том виде, в каком Ануй эту пьесу благословил, и она уже шла как «классическое» произведение театра абсурда.

—1877) — французский писатель и карикатурист, создатель незабываемого и очень популярного в XIX в. образа Жозефа Прюдома, самодовольного и преуспевающего мелкого буржуа.

«Испанский час»... — Музыка «Испанского часа» создана в 1908 г. Морисом Равелем, написавшим ее на либретто Мориса Леграна (Фран-Ноэна). Сюжет «Испанского часа» напоминает итальянские интермедии ХУШ в. Веселая путаница заканчивается избавлением героини от своих назойливых кавалеров. Оставшись наедине с героем, она дарит ему знаки своего внимания. Наступает знойный «Испанский час». Опера имела успех и вошла в репертуар многих театров.

43. Жан Ноэн (Жан-Мари Легран) — французский режиссер и писатель, сын поэта Фран-Ноэна. Известный журналист, потом редактор еженедельника для молодежи «Бенжамен», создатель радио- и телепередач для юношества со сценическим именем Жабун. Писал детские песенки. Дофэн (Клод Легран) — сын поэта Фран-Ноэна, известный актер театра и кино.