Приглашаем посетить сайт

Бреннер Ж.: Моя история современной французской литературы
Рене Кревель

Рене Кревель

Вечером 18 июня 1935 г. после изнурительного дня на улице Николо в своей маленькой квартирке покончил самоубийством Рене Кревель. Весь день он занимался вопросами организации Международного конгресса писателей в защиту культуры и ссорился с коммунистами, отстаивая возможность самовыражения сюрреалистов. В оставленной им короткой записке содержалась его последняя воля: «Прошу меня кремировать. Все тошно». Ему было только тридцать пять лет.

Десятилетие назад, отвечая на вопрос знаменитой анкеты «Сюрреалистическая революция», может ли самоубийство быть выходом из трудной ситуации, он ответил: «Да, самым правильным и наиболее возможным».

Таким образом, самоубийство было для него вполне обдуманным шагом. Он был ребенком, когда повесился его отец. Обстоятельства этой смерти он воспроизведет в романе «Трудная смерть», рассказывая о конце жизни некоего г-на Блока. Разговор о самоубийстве есть и в первом его романе «Поворот», где он описывает нам возможную ситуацию ухода из жизни: «На газовой плите стоит питье; окна плотно закрыты; приходя домой, я включаю газ и забываю поднести спичку...»

Все, кто его знал, утверждают, что это был человек, неотразимо лучащийся молодостью. Об этом свидетельствуют и его многочисленные портреты и фотографии. Где бы он ни бывал, его всегда замечали, но он чувствовал себя покинутым и несчастным. Думается, именно одиночество, отсутствие в будничной жизни теплых отношений заставило его написать самые лучшие его книги «Мое тело и я» и «Трудную смерть».

В книге «Мое тело и я» Кревель пишет в соблазнительно- развращающем, захватывающе музыкальном стиле: «Всю ночь женщина с глазами цвета реки, всю ночь женщина, мы танцевали у вас, вы были бледны, голубее, чем яркие краски мечты. Уехал он, тот, царивший на празднике он, кто танцевал, не умея ходить, и пел, поскольку не мог говорить. Он ушел далеко от вас, далеко от меня, вместе с другими, ничего не желая от них, ни от меня, как ребенок, как дикий зверек».

В романе «Трудная смерть» стиль кажется суховатым, к выписанным сатирическим образам примешивается психо- логический анализ. Общее настроение книги меланхолическое. Роман был написан в 1926 г., это было время, коща Кревель написал Жуандо о художнике Эжене Мак-Кауне: «Эжен мне послан как месть от тех, кому я причинил боль». Герой книги убивает себя из-за неразделенной любви.

— это не он. Существует другой Кревель, который не верит в роковое отчаяние и неизбежность несчастий. Этот человек собирает все силы, чтобы помочь раскрыться своим чувствам и своему уму, преодолеть все препятствия и подчинить себе жизнь.

Кревель яростно критиковал буржуазное и семейное лицемерие, пытался преодолеть разочарования в любви, все это вместе толкало его к бунту. Он хотел быть писателем-борцом. В эссе «Клавесин Дидро» и других статьях он выступает очень резко, порою жестоко. Дитя богатых кварталов, он наслаждается пошлой уличной речью.

чувствует и ему непременно надо ездить в горы. «Я плохая кровяная колбаса, для меня использовали второсортную кровь»,— писал он Жуандо. Вечером 18 июня 1935 г. он узнал, что у него очень плохой анализ крови.

Этот больной поэт оставил о себе воспоминание, как о молодом человеке в расцвете здоровья и красоты. Конечно, эта красота бросила отсвет на все, им написанное, и в соединении с трагической судьбой писателя дала пищу легенде. Но Кревель не нуждается в легенде. Его можно поставить рядом с другим сюрреалистом Антоненом Арто. Судьбы и того, и другого — живое подтверждение их творчества.