Приглашаем посетить сайт

Бреннер Ж.: Моя история современной французской литературы
Марсель Арлан

Марсель Арлан

Марселю Арлану нравились писатели, разворачивающие в книгах сложную панораму собственной жизни. В исследовании о Бенжамене Констане он говорит: «Писатели, утверждающие, что их жизнь никого не касается, кажутся мне обманщиками».

Опубликованная автором в восемьдесят четыре года книга «Вечерний свет» в жанровом отношении представляет собой дневник — «интимные записки», где автобиография, самопризнание теснит «выдумку». Скажу еще точнее: там, где автор говорит о самом себе в первом лице или, проявляя целомудрие, отводит нас к каким-либо персонажам, ему легко рассказывать о драмах своей жизни. Если же он прямо сообщает нам что-нибудь из личной жизни, то всегда возникают вопросы. Отдельные его замечания от первого лица не складываются в стройный рассказ.

Больше всего Арлана интересует не то, как складывается, разворачивается жизнь, но моменты, влияющие на нашу чувствительность, пробуждающие движение наших чувств. Искусство новеллы он предпочитает искусству романа.

Впрочем, как писатель он выдвинулся, написав роман «Приказ» (1929), где речь идет о бунте юноши по имени Жильбер.

Потом он опубликовал роман о любви «Сигнальщик» (1953), а затем «Родную землю» (1938)—длинную историю деревенского детства. Если я вспомнил эти книги Арлана разных лет, то только потому, что «Вечерний свет» их всех объединяет. Диалог с самим собой превращается в диалог с героем «Родной земли» или с Жильбером из «Приказа». Марсель Арлан хочет остаться верным своей чистой юношеской душе.

Часто его осаждают противоречия собственного характера. Книгу, предшествующую «Вечернему свету», он озаглавил: «Но кто же вы, наконец?» (1981). Сильное желание быть искренним — это еще не гарантия обретения истины. Автор не согласен, что истина меняется согласно часам и обстоятельствам. Ему очень хотелось бы найти что-то устойчивое и незыблемое.

«Все вопросы нас отсылают к единственной проблеме — проблеме Бога». Он уточнял: Господь Бог, вечное мучение людей, творят ли они его или разрушают... Отсутствие Бога — нонсенс любой морали».

Потом Господь Бог отодвинулся в сторону от центрального русла его размышлений и появился снова только в книге «Вечерний свет». Здесь он обозначен как невидимый создатель мира, предлагающий нашему взгляду, особенно в деревне и в горах, великолепные, чарующие картины. «Прежде всего я воздаю хвалу Богу, его имени в народах и веках. Я благодарю его за каждый неожиданный час, который он мне подарил». Целая часть «Вечернего света» посвящена благодарению Господа за минуты благодати, известные каждому. В другой части книги Марсель Арлан признается, что часто думает о том, что повсюду в жизни нас ожидает трагическое. Он не скрывает, что хотел бы написать «Черную тетрадь», но «из приличия» воздерживается от такого названия.

всегда может рассматриваться как дело веры или как свидетельство надежды. Воздушная проза Марселя Арлана часто похожа на песню. Как музыка Моцарта или Шуберта, она умеряет наши страхи и приносит нам чувство освобождения.

Арлан ушел от нас в январе 1986 г.