Приглашаем посетить сайт

Бреннер Ж.: Моя история современной французской литературы
Фелисьен Марсо

Фелисьен Марсо
 

Можно сказать, что, написав роман «Тело моего врага» (1975), Фелисьен Марсо дебютировал в жанре полицейского романа. Обвиненный в преступлении герой ведет следствие, чтобы найти настоящего убийцу. Перед нами роман о нравах, описывающий современное общество, в котором столько запутанных и темных дел в мире богатых, так же, впрочем, как в мире бедных. Марсо нарисовал бедного молодого человека и провел его по дороге честолюбивых устремлений.

Сам Марсо предпочел бы, чтобы вместо полицейского романа я бы говорил о влиянии на него «Черной серии», в которой можно найти шедевры вроде некоторых книг Дэшила Хэммета56 , прекрасно сумевшего показать механизмы, управляющие большим городом и административной верхушкой. Подражая «Черной серии», Фелисьен Марсо строит повествование, используя особые струны своего таланта. Ему удается роман о жестоком насилии, написанный в живом ритме с хорошим, постоянно присутствующим юмором.

Мы находимся в маленьком итальянском городке, где все от мэра до таможенников втянуты в разные мафиозные образования. Умная женщина организовала денежное дело по продаже контрабандных сигарет. Но Мадемуазель имеет сердце: она помогает своим старым товарищам и по-настоящему влюблена в живущую с ней подругу-блондинку по прозвищу Контесса. Дела Мадемуазель идут очень хорошо: кое-кто хотел бы, чтобы она вступила в «Организацию», с которой она разделит свои доходы. Из столицы, где «Организация» тайно поддерживает одну правительственную партию, ей присылают своего рода посла по прозвищу Профессор для ведения переговоров. Но Мадемуазель и слышать не хочет о том, чтобы иметь над собой хозяев, она одна будет царить в маленьком, созданном ею коммерческом царстве, наносящем вред только госудакггвенной монополии по продаже табачных изделий. Она будет сопротивляться всем попыткам запугать ее со стороны Профессора, который хочет нанести ей сильный удар, похитив Контессу. Фелисьен Марсо сказал, что у него есть нечто общее с

Прибавим также, что Фелисьен Марсо способен и мужчин изобразить столь же свободными, как Мадемуазель. Но находит он их только в прошлом. Так, он написал восхитительный портрет Казановы, прекрасно озаглавленный им: «Дерзкая свобода» (1983). Казанова презирает все условности, которые общество выдумало, чтобы обуздать любовное желание: он верит только в удовольствие. Со своей стороны Мадемуазель и Контесса знакомы с тем, что мы продолжаем называть любовью.

Примечания.

56. Дэшил Хэммет (1894—1961)—основоположник вместе с Чандлером американского «крутого детектива», сценарист Голливуда. Основные произведения: «Мальтийский сокол», «Стеклянный ключ», «Худощавый человек», «Кровавая жатва».