Приглашаем посетить сайт

Билеты (вариант 2)
Английская литература 2-й пол. ХХ века. Проблема «английскости». Постколониальная литература

9. Английская литература 2-й пол. ХХ века. Проблема «английскости».

Постколониальная литература.

После войны распалась колониальная империя - в 1947 г. освобождена Индия. Мощные антиколониальные движения, даже войны, драматичные переживания самих англичан. Они осознали новый статус маленькой страны, поиск себя в себе. Усиление консервативных тенденций. Правление Маргарет Тетчер. Преобладают либеральные тенденции в послевоенное время.

«1984» (опубликован в 1949), писал еще до войны, служил офицером полиции, ушел со службы в знак протеста против колониализма. Сражался в Испании, познакомился с коммунистами и разочаровался в любых радикальных проектах. Позиция просвещенного либералиста. В литературном отношении – наследник Свифта. Герой книги, усомнившись в справедливости тоталитаризма, хочет любить свободно, но его пытают, он предает любимую и обожает своих мучителей. Принадлежал к числу достаточно старых писателей.

«поменьше литературы, побольше жизни». М. Бредбери пишет о необходимости социальной колонизации. Англия должна обратиться к тем сферам жизни, которые раньше литература обходила. «Сердитые молодые люди» писали о неприглядной реальности (Осборн, УЭЙН). Общих заявлений не делали, но основания есть: главный герой – трагикомический молодой человек, обличающий общество, желает защитится, в этом самом обществе и получше в нем устроиться. Герой и смешон и симпатичен автору. Идея социальной колонизации выступает как социальный фон: бедные комнаты, плохая обстановка. Литература антивикторианская (у героя ни шарма, ни элегантности), часто нарочитый отказ от внешних признаков литературности, от сложности, от интриги, пародируют банальные сюжеты. О сердитых в СССР говорили много, но печатали мало.

«Оглянись во гневе» соответствует времени, ее герой – сердитый молодой человек. Джимми – выходец из мещанской среды, окончил университет и пробовал разные профессии. В момент начала драмы держит с другом кондитерскую лавку. Он разочарован в церкви, газетах. Правительстве, жене и ее родственниках. Больше всего достается Элисон и Клифу. Если ему не хватает слов – берет трубу и начинает неумело играть. Окружающие его люди терпимы и сдержаны, мягкие интеллигенты, но и Джимми обаяте-лен, к нему тянуться женщины. Отношения в семье на грани развода. Приехавшая подруга выпроваживает Элисон и занимает ее место. Но елена не выдерживает и уезжает, Элисон возвращается. Причина действия – обаяние Джимми, в его упреках – желание чистоты и подлинности, он выдвигает к жизни идеальные требования, хочет возвышенности и героизма. Этот идеализм сближает его с нашими шестидесятниками. Джимми не рисуется и не лицемерит, он действительно несчатслив. Но отношение кнему неоднозначно, хотя сам Осбор вложил в героя и часть себя, свои мысли. Но одновременно автор дистанцируется: Джимми слаб, не способен организовать жизнь в соответствии со своими идеалами. Жена и друг создают для него тепличные условия. СМИ не удовлетворяют его, он возмущается миром массовой культуры, но другого он не знает. К герою чувствуешь жалось и иронию. Пьесса традиционна и по форме, но женщина, занятая глажкой белья появилась на сцене впервые. После этой пьессы Осборн пишет еще, но уже меньше в качестве драматурга, смотрит на мир пессимистически.

"английскости"

"корням", к национальным устоям порождает процесс самоидентификации нации и определения ее места во всемирном содружестве. Именно в 60-е годы в английской литературе поднимается проблема "английскости", когда художественное исследование британского сознания и образа жизни помогает выявить и отбросить устаревшее и, в то же время, сохранить демократические формы социума и присущие британцам устои.