Приглашаем посетить сайт

Билеты (вариант 2)
«Женский роман» и роман «ужаса» в современной массовой литературе.

8. «Женский роман» и роман «ужаса» в современной массовой литературе.

Лучшими образцами женских романов прошлых лет можно считать произведения, по которым впоследствии были сняты художественные фильмы, что говорит об их популярности и качестве – это «Поющие в терновнике», «Унесенные ветром», романы про Анжелику и ее приключения, «Гордость и предубеждение» (переснимавшийся не один раз) и т. д.

Современный женский роман, несмотря на то, что не теряет своих высоких позиций среди женской половины читателей, несколько изменился и далеко не в лучшую сторону. Если несколько лет назад под женским романом подразумевали исключительно качественную, интересную, волнующую прозу, написанную женщинами про женщин, то современные женские романы нередко больше напоминают порнографические изыскания неумелых авторов с не вполне адекватным восприятием мира.

Основным отличием современного женского романа от классического является то, что авторы прошлых лет основной своей задачей считали научить своих читательниц определенным качествам, рассказать им о морали и необходимости воспитывать в себе только самое лучшее. Все героини Джейн Остин, Маргарет Митчелл симпатичные, жизнелюбивые, отважные и честные. И несмотря на мнение противников классического женского романа о том, что литература не должна поучать, такие произведения несли определенную пользу для читательниц, не только развлекая их, но и делая лучше.

Саган (Пуарэс)ключевые черты женского романа: (из здравствй грусть)-психологизм-ирония по отношению к устоявшимся темам (брак, семья)-отход от теории общества потребления; -влиняие философии, в том числе экзистенц

Известность Саган принёс первый роман «Здравствуй, грусть» (1954), опубликованный, когда ей было 19 лет. Роман был переведен на 30 языков мира, а затем экранизирован. За этим произведением последовали и другие романы, и многочисленные рассказы, пьесы, повести.

Все произведения Франсуазы Саган — о любви, одиночестве, неудовлетворенности жизнью; они отличаются ясностью повествовательной манеры и точностью психологического рисунка.

Писательница часто изображает жизнь парижской богемы, к которой принадлежат многие ее герои, показывает падение современных нравов, то есть обрисовывает широкий социальный фон, на котором развиваются коллизии ее романов. Она не включает индивидуальную душевную драму героев в контекст политической жизни страны. Это ей и не нужно. Каждый герой, являясь частью общества и существуя по его законам, исповедуя мораль легкого, бездумного отношения к любви и дружбе, к человеческим отношениям, остается духовно одинок и пожинает плоды своего легкомыслия, своего эгоизма и своей безнравственности.

Франсуаза Саган написала свой первый роман в 1954 году. Роман \"Здравствуй, грусть\" был воспринят современниками как знамение эпохи падения нравов, В художественном мире Саган нет места прочной и по-настоящему сильной человеческой привязанности: зародившись и окреп-нув, это чувство непременно должно погибнуть. Ему на смену приходит иное чувство — чувство грусти и разочарования.

“ужаса”

Современный жанр англо-американской беллетристики horror, или роман “ужаса”, по признанию многих критиков, берет свои корни из английского предромантизма, а точнее прообразом его является готический роман конца Х\/III веке.

“The Splat Pack: Horror’s Young Writers Spill Their Guts”, опубликованной в июньском номере 1988 года в журнале “Midnight Graffiti”, приводит по этому поводу высказывание одного из авторов, Девида Дж. Шоу (Schow), где говорится, что “потрясающее количество писателей, работающих в жанре романа “ужаса”, являются людьми академического склада <...> Стивен Кинг, например, — учитель, получивший хорошую филологическую подготовку. Учителями в свое время были и Питер Штрауб, и Денис Этчисон, и Чарли Грант.

Вот как пишет, например, относительно жанра романа “ужаса” самый известный на сегодня автор, Стивен Кинг, благодаря которому в начале 70-х годов horror будто испытал второе рождение: “Будем откровенны, любое произведение, любой рассказ в жанре horror, каким бы примитивным он ни был, по своей природе аллегоричен и символичен. Представим, что с помощью этого жанра с нами разговаривают так же, как пациент со своим врачом, лежа на кушетке в кабинете психоаналитика, и говорят эти люди о чем-то одном, а имеют в виду совсем другое. . . Роман “ужаса” потому вызывает у нас интерес, что с помощью символов он помогает нам высказать то, в чем мы боимся признаться самим себе, такая литература дает нам шанс испытать, но не изгнать эмоции, которые общество требует от нас держать всегда в узде”(14).

Сильна, помимо всего прочего, и религиозная, а точнее протестантская ориентация представителей жанра романа “ужасов”. С. Кинг, получив воспитание по законам методистской церкви (15), ориентированной на все догматы протестантизма, о жанре horror заявляет, что все подобные истории делятся на две группы: “первое, в которых ужас — это результат свободно сделанного выбора и проявленной воли, причем воли злой; и второе, где ужас является воплощением предопределения, ни от какой воли не зависящего и проявляющего себя наподобие молнии и громового раската. И в этом смысле классическим воплощением жанра романа “ужаса” является книга Иова Ветхого завета, в которой Бог и Сатана впервые встретились лицом к лицу”(16).

“если бросить даже беглый взгляд в замутненное зеркало современного романа “ужаса”, то можно увидеть все те же старые тенденции. Условно говоря, почти любое произведение этого жанра богато так называемым пуританским под-текстом”(23).