Приглашаем посетить сайт

Билеты (вариант 2)
Массовая литература в современном обществе. Основные направления.

7. Массовая литература в современном обществе. Основные направления.

В последней трети 20 века происходит взаимосближение, взаимодействие традиционных форм культуры и обиходной жизни. НТР делает культурные ценности доступными самым широким слоям населения.

Тенденции, вызванные требованиями НТР:

I Быстрый рост среднего и высшего образования, преодоление его элитарности, расширение подготовки инженерно-технических и технико-экономических кадров. Концепция непрерывного образования. Оснащение образовательных учреждений обучающими машинами, электронными лабораториями, видеофонами.

II Качественное насыщение быта новейшим электронным оборудованием (персональное ЭВМ), прочные навыки работы с компьютером, новые аппараты бытовой электроники.

III Широкий доступ населения к средствам информации и разного рода развлечениям сопровождался дальнейшим распространением "массовой культуры", рассчитанные на вкусы и стереотипы массового сознания. Производство культурной продукции и "индустрия развлечений" были поставлены на коммерческий поток, превратились в источник доходов и эффективное средство воздействия на массы. "Массовая культура" способствовала приобщению к плодам культуры широких слоев населения, но часто в ее примитивных проявлениях на уровне "развлекательства".

Массовая культура - термин, используемый в современной культурологи для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на "среднего" потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта.

Функции:

- обогащение и развитие духовного мира человека,

- фиксирование существующих в обществе массовых умонастроений и ориентаций

- определение ракурса современного прочтения культурной традиции

- дает достаточно точную картину эволюции социальных идеалов и мировоззренческих моделей, основных тенденций духовной жизни общества

- является естественным порождением современной цивилизации.

Наиболее яркие феномены массовой культуры (комикс, "черный" криминальный роман, семейная сага) рассматриваются как разновидности урбанистического фольклора.

Значимость конкретного продута массовой культуры определяется не его общечеловеческой ценностью, а способностью выразить иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени.

Серийная продукция "М. к." обладает рядом специфических признаков: примитивность характеристики отношений между людьми, низведение социальных, классовых конфликтов к сюжетно занимательным столкновениям "хороших" и "плохих" людей, чья цель - достижение личного счастья любой ценой; почти не знающая исключений обязательность "счастливого конца"; развлекательность, забавность, сентиментальность комиксов, ходовых книжно-журнальных публикаций, коммерческого кино с натуралистическим смакованием насилия и секса; ориентированность на подсознание, инстинкты - жажда обладания, чувство собственности, национальные и расовые предрассудки, культ успеха, культ сильной личности и, вместе с тем, культ посредственности, условность, примитивная символика (чёрный костюм "чёрного характера" в фильме-вестерне, квадратная челюсть супермена в комиксах, "сказочность" Джеймса Бонда). Огромная роль деталей внешней формы (одежда, обстановка, тип дома, район проживания, тип автомобиля и прочее), отделяющих "своих" от всех остальных - "чужаков". Эти и подобные признаки присущи буржуазной культуре с начала общего кризиса капитализма, но их концентрация в массовой продукции духовных благ образует новое качество, позволяющее относить понятие "М. к." именно к новейшему времени.

Осмысление "М. к." в буржуазной философии было начато книгами О. Шпенглера (Германия), Х. Ортега-и-Гасета (Испания), Т. Адорно (Германия, ФРГ), связавшими "М. к." с концепцией "массового общества", предвещавшими крах "высшей" культуры в столкновении с "массой", "толпой". С 50-х годов 20 века преобладает критический анализ "М. к." с позиций традиционного буржуазного либерального гуманизма (Э. Фромм, Д. Рисмен, Э. ван ден Хаг, Г. Маркузе - США), Э. Морен (Франция), когда "М. к." однозначно интерпретируется как предельное выражение духовной несвободы, средство отчуждения и угнетения личности. Преувеличивая роль технических средств массовой коммуникации, критики "М. к." рассматривают её вне связи с буржуазным характером культуры и одновременно игнорируют двойственную природу "М. к.". Несомненно, что через систему массовой коммуникации миллионы людей получают известную возможность ознакомиться с произведениями подлинной литературы, искусства, достижениями науки. Эта двойственность служит почвой для возникновения апологетических концепций, оправдывающих дифференциацию культурной продукции и утверждающих, что "М. к." соответствует запросам массового потребителя.

"М. к.", изображаемая как чудовище, пожирающее в человеке всё человеческое, - главный герой множества "антиутопий", книг-кошмаров, книг-предостережений в западной литературе: Дж. Оруэлл, О. Хаксли, Р. Брэдбери, Р. Шекли и другие.

Жорж Жозеф Кристиан Сименон — франкоязычный писатель бельгийского происхождения, один из самых знаменитых в мире представителей детективного жанра в литературе, наиболее известный своей серией детективных прозаических произведений о полицейском комиссаре Мегрэ. Романы Сименона - это не только детективные повести о комиссаре Мегрэ. Главными своими произведениями он считал "психологические" или, как их называл Сименон, "трудные" Романы, такие как "Поезд", "Грязь на Снегу", "Поезд из Венеции", "Президент". В них с особой силой проявлялась сложность мира, человеческих взаимоотношений, психологизм жизни. В последние годы Сименон написал ряд автобиографических работ, таких как "Я диктую", "Письмо к моей Матери", "Простые люди", "Ветер с севера, ветер с юга". Некоторыми источниками предполагается русское происхождение Сименона. Работы Сименона переведены на все основные языки мира.

Продолжая традицию английских мастеров детективного жанра Агата Кристи создала пару героев: интеллектуала Эркюля Пуаро и комичного, старательного, но не очень умного капитана Гастингса. Если Пуаро и Гастингс были скопированы с Шерлока Холмса и доктора Ватсона, то пожилая дева мисс Марпл является собирательным образом, напоминающим главных героинь писательниц М. З. Брэддон и Анны Кэтрин Грин[5].

Пуаро появился в самом первом романе Кристи «Таинственное происшествие в Стайлзе» (англ. The Mysterious Affair at Styles) в дальнейшем был героем 25 романов, пока в 1975 году не «умер» в романе «Занавес: последнее дело Пуаро». Однако по словам внука писательницы Мэтью Причарда из героев Кристи ей больше нравилась мисс Марпл — «старая, умная, традиционная английская леди»[3].

Писательница ни разу не сделала темой своих романов преступления сексуального характера. В отличие от сегодняшних детективов в её произведениях практически нет сцен насилия, луж крови и грубости. По её мнению такие сцены притупляют чувство сострадания и не позволяет читателю сосредоточиться на главной теме романа.

Лучшим своим произведением Агата Кристи считала роман «Десять негритят». Скалистый островок, на котором происходит действие романа, списан с натуры — это остров Бург в южной Британии. Читатели также оценили книгу — у неё самые большие продажи в магазинах, однако из-за политкорректности она продаётся сейчас под названием «И никого не стало».

литература создается по определеному шаблону (драматизация сюжета и сексуальные приключения, отождествления героя с читателем, «хеппи-энд» для улучшения настроения и ничего общего с искусством не имеет, хотя случаются исключения (например английские шпионские и детективные романы).