Приглашаем посетить сайт

Билеты (вариант 2)
Гротеск в романе Г. Грасса «Жестяной барабан». Фантасмагория вечного детства. Символика барабана.

35. Гротеск в романе Г. Грасса «Жестяной барабан».

Фантасмагория вечного детства. Символика барабана.

Широкая известность, почти молниеносно распространившаяся за пределами Германии, пришла к Грассу с его первым романом «Жестяной барабан» (1959) и укрепилась после появления повести «Кошки-мышки» (1961) и романа «Собачья жизнь» (1963), составившими вместе своеобразный эпический триптих об истории Германии XX века, истории грассовского поколения немцев.

— от первой мировой войны через годы Веймарской республики, фашизма и второй мировой войны к послевоенной Западной Германии. Как и Белль, Грасс отчетливо ощущает роковую преемственность в этой истории, историческую обусловленность прихода фашистского варварства. Как и прогрессивные писатели предшествующего этапа, Грасс ненавидит фашизм, ненавидит сытое немецкое мещанство, создававшее благоприятную питательную почву для фашизма.

С самого начала Грасс прячется за маску, и маску весьма необычную. Повествователь в романе — некий Оскар Мацерат, пребывающий в психиатрической лечебнице. Правда, он вовсе не «ординарный» психопат, — он уверяет, что в этой лечебнице нашел наконец желанное тихое пристанище от житейских бурь, да и рассказ его убеждает в том, что он человек здравомыслящий. Помимо того, Оскар — карлик, чей физический рост прекратился в три года. Но он опять-таки не совсем обычный карлик — он уверяет, что когда ему минуло три года, он сознательно принял решение не расти дальше и инсценировал собственное падение в погреб, по забывчивости не закрытый отцом. С тех пор семейство корит легкомысленного папашу, а Оскар не раскрывает своей тайны, находя ситуацию в высшей степени удобной для себя: его считают несчастным калекой, находящимся в состоянии «вечного детства», как говорил Гофман, и это освобождает его от многочисленных тягостных обязанностей взрослого.

Но и этого мало. Оскар не просто рассказывает или пишет повесть своей жизни, как это обычно происходит, — он все отбивает на детском жестяном барабане, его любимой игрушке и неразлучном «спутнике жизни». Тем самым роман Грасса стремится самой формой внушить читателю; что история Германии — не поучительная трагедия, а мрачный и абсурдный фарс, ей более пристало переложение для барабана, на темп марша, и жестяной барабан здесь самый подходящий символ поэтического искусства. Не патетическая поза всеведущего учителя морали приличествует летописцу этой истории, а скорее поза добровольного инфантилизма, ибо людей, немцев все равно ничему не научишь.

"Данцигская трилогия" - "Жестяной барабан", повесть "Кошки-мышки", "Собачьи годы". Вы-сказывание недоверия какой-либо идеологии. Г. многое связывает с абсурдистами, но если "те-атр" абсурда ограничивался моделированием ситуаций утраты смысла, то для Грасса - абсурдиста разоблачение - лишь одна из составляющих повествования. Специфика его манеры - гротескно-абсурдный, неправдоподобный сам по себе сюжет/эпизод разворачивается на фоне весьма кон-кретных соц-истор., полит., геогр. обстоятельств. Но создает зазор между тем, о ЧЕМ повествуется, и тем, КАК повествуется => читатель ощущает, что его разыгрывают.