Приглашаем посетить сайт

Билеты (вариант 2)
«Новый роман» во французской литературе.

23. «Новый роман» во французской литературе.

По мере падения интереса к ангажированной литературе к середине 1950-х годов все сильнее заявляет о себе кризис традиционных, восходящих ещё к романтизму и натурализму форм письма. Надо сказать, что тезис о ‘смерти романа’ не стал чем-то неожиданным. Уже в 1920-е годы символисты (П. Валери) и особенно сюрреалисты (А. Бретон,Л. Арагон) сделали немало, чтобы упразднить ‘обветшавшее’ представление о главном прозаическом жанре. Был ‘отправлен на свалку’ А. Франс, выдвинулся на авансцену М. Пруст. И позднее каждое новое поколение писателей бралось за революционную переделку романного мира. В 1938 году Сартр осудил манеру Ф. Мориака,а в 1958 году такой же разрушительной критике подверглись уже сами Сартр и Камю со стороны ‘нового романиста’ А. Роб-Грийе.

В целом, однако, следует признать, что после Второй мировой войны во Франции не было такого расцвета романа, как в межвоенный период. Война развеяла многие иллюзии, связанные с возможностью противостояния индивида обществу,которое,как думается,составляет суть романного конфликта.

Реакцией на эту ситуацию стал выход на авансцену французской литературы ‘нового романа’ и ‘театра абсурда’. Послевоенные авангардисты заявили о себе достаточно мощно. В течение шести лет, с 1953-го по 1959-й, были опубликованы романы ‘Резинки’, ‘Соглядатый’, ‘Ревность’, ‘В лабиринте’, а также теоретические статьи (в том числе манифест ‘Путь для будущего романа’ 1956), ‘Тропизмы’, ‘Планетарий’ Натали Саррот, романы ‘Миланский проезд’ (1954), ‘Распределение времени’, ‘Изменение’, статья ‘Роман как поиск’ (1955) Мишеля Бютора, роман ‘Ветер’ Клода Симона.

Большинство этих произведений вышли в свет по инициативе издателя Ж. Линдона в издательстве ‘Минюи’ (Minuit, ‘Полночь’),основанном в период Сопротивления для публикации подпольной литературы. Критики сразу заговорили о ‘романистах ‘Минюи’’, о ‘школе взгляда’ (Р. Барт), о ‘новом романе’. ‘Новый роман’ – удобное, хотя и расплывчатое,наименование,введенное для обозначения отказа от традиционных романных форм и смены их повествовательным дискурсом,который призван воплотить особую реальность. Однока каждый из новороманистов представлял её себе оригинально. Некоторая общность теоретических установок Н. аррот и А. Роб-Грийе не мешала этим писателям быть глубоко различными по своему почерку. Это же можно сказать о М. Бюторе и К. Симоне.

Тем не менее представителей этого поколения объединяла общее стремление к обновлению жанра. Они ориентировались на новаторство М. Пруста,Дж. Джойса,Ф. Кафки,В. Набокова.

В сборнике эссе ‘Эра подозрений’ (1956) Сартор утверждает, что модель романа XIX века исчерпала себя. Интрига,персонажи,их перемещение в фиксированном времени и пространстве,драматическая последовательность эпизодов перестали,по её мнению,интересовать романистов XX в. В свою очередь Роб-Грийе заявляет о ‘смерти персонажа’. Он требует,чтобы автор забыл о себе,исчез,отдав все поле изображаемому,перестал делать персонажей своей проекцией,продолжением своего социокультурного окружения. Дугеманизация романа по Роб-Гийе,это гарантия свободы писателя,возможности ‘взглянуть на окр. мир свободными глазами’. Цель – развенчать ‘миф о глубине’ бытия и заменить его скольжением по поверхности вещей.

’десоциализируя’ их, новороманисты и намеревались стать ‘новыми реалистами’. ‘Реальность’ в их понимании была связана с идеей не репрезентации,а письма,которое,обособляясь от автора,творит своё особое измерение. Отказ от представления о целостности персонажа, его заменяют ‘вещи’, в которых он отражается.

‘Новый роман’ также переосмыслил отношения между читателем и текстом. Читатель втягивается в процесс тв-ва и становился соавтором,он вынужден занять активную позицию,следовать за автором в его эксперименте.

необходимо.

Распространенный приём н. р. – смещение временных и повествовательных планов (приём металепса).