Приглашаем посетить сайт

Билеты (вариант 2)
Смысл иносказания в романах Голдинга. «Повелитель мух» как Антиробинзонада

18. Смысл иносказания в романах Голдинга.

«Повелитель мух» как  Антиробинзонада

ГОЛДИНГ: царил усталый дух эпохи, как ситуация дежа вю. Философская основа романов Голдинга носит экзистенциалистский характер(бытие человека иррационально)

Самый известный роман Голдинга «Повелитель мух» 1954г. не укладывается в рамки представлений о традиционном романе. По жанру он близок антиутопии. «Повелитель мух» вырастает из традиции «робинзонады». Мирохвачен войной; самолет, на борту которого находится группа английских школьников, сбит вражеским истребителем, и мальчики попадают на тропический необитаемый остров и вырождаются до состояния примитивной дикости. Если в классической робинзонаде XVIII —XIX веков герои с честью выходили из испытаний, то человек, предоставленный самому себе, по мнению Голдинга, неизменно встает на путь саморазрушения. Воспитанники английской школы, попав на остров, поначалу подражают взрослым, устанавливая своего рода демократическое правление, однако вскоре темные природные инстинкты берут верх, и положительные персонажи романа (Саймон, Ралф, Хрюшка) не в силах восстановить закон, человеческое согласие. И на вопрос, кто же зверь, только Саймону открывается истина. «Может, это мы сами…» . Воплощением подсознательных страхов мальчишек становится «повелитель мух» — кабаний череп(дьявол) (Название книги «Повелитель мух» на древнееврейском означает имя дьявола – Вельзевула), и эти страхи использует предводитель «охотников» Джек(Роджер и другие охотники), устанавливая на острове свои диктаторские порядки. На вопрос «Что лучше — жить по закону и в согласии или охотиться и убивать?» роман отвечает: первое лучше, но второе естественней, соприродней человеку. Мир цивилизации, мир здравого смысла весьма хрупок; над ним легко и, как показывает Голдинг, неизбежно берет верх мир агрессии, насилия.

В книге явно ощущается романтическая линия, выходящая из традиции романов Стивенсона. Сходный сюжет был изложен еще в 1851 г. в книге Р. М. Баллантайна

«Коралловый остров», в котором также рассказывается история о том, как группа мальчиков оказалась на необитаемом острове в результате кораблекрушения. Сюжет Голдинга гораздо сложнее, поскольку в тексте присутствует аллегорическое(иносказательное) измерение, которого не было в предыстории(За каждым персонажем закрепляются символические ряды, они олицетворяют человечество). Такой поворот в переосмыслении известного сюжета во многом обусловлен моральным кризисом, вызванным Второй мировой войной, во время которой, как заметил однажды Голдинг, «мы получили ужасное, безнадежное знание того, на что способны человеческие существа». Недаром у Голдинга время действия относится к гипотетическому будущему, к последствиям ядерной войны. В процессе выживания дети используют усвоенные стандарты поведения в строительстве своего маленького сообщества. Но идеалы, заложенные воспитанием, исчезают из мальчишеских умов с пугающей легкостью.

«Повелителя мух», о том, что нечто страшное постоянно следит за человеком из джунглей. В этом воплощаются глубинные наблюдения автора над бессознательным в человеке. Дикое, разрушительное начало, по мысли писателя, является одновременно и наследием предков, и благоприобретенным «подарком» цивилизации.

Голдинг замахнулся на ребенка( на невинное существо)-скандал!!!. Он рыдает над концом невинности и наступлением темноты человеческого сердца. В каждом человеке от рождения живет зверь и потенциальный убийца. Обыкновенный британский мальчик становится под влиянием обстоятельств жестоким, безжалостным зверенышем, возбужденным видом крови, способным убить своего товарища.

игре. Звериное существо в человеке не умирает никогда, хотя и сдерживается цивилизацией, оно спрятано недалеко и выступает наружу в любых благоприятных для этого обстоятельствах. Выдуманное детьми чудовище – олицетворение этого кровавого звериного начала в людях.

Но на семинаре она( Кузнецова) сказала, что ошибочно считать, что присутствует изначальная греховность человека и что Голдингу особенно удался язык детей( обрывочные фразы, междометия и синтаксис)