Приглашаем посетить сайт

Билеты (вариант 2)
«Сердитые молодые люди» в английской литературе 50-х годов.

14. «Сердитые молодые люди» в английской литературе 50-х годов.

(«Рассе́рженные молоды́е лю́ди»,) или «Сердитые молодые люди» («Angry young men»), принятое в критике название группы английских писателей, выступивших в 50-е гг. 20 в. Термин восходит к автобиографической книге Л. А. Пола «Рассерженный молодой человек» (1951); широко распространился после постановки в Лондоне в 1956 пьесы Дж. Осборна «Оглянись во гневе» — в страстных мизантропических монологах её героя дана концентрация настроений «Р. м. л.». Наиболее типичные «Р. м. л.» — романисты Дж. Уэйн, К. Эмис, Дж. Брейн и драматург Осборн, которые, однако, не образовали литературной школы. «Р. м. л.» объединяет недовольство английской буржуазной действительностью и, в частности, положением молодёжи в обществе, протест против социального неравенства, сословного чванства, лжи и лицемерия. Их герой — обычно молодой человек, получивший университетское образование; он разочарован в жизни, недоволен своей работой, обществом, в котором ему нет места. Бунт против принятых норм поведения и морали он проявляет в экстравагантных и шутовских выходках, в скандальном адюльтере, в демонстративном уходе в ряды рабочего класса. «Р. м. л.» не выдвинули положительной программы, их критика носила индивидуалистический характер. К концу 50-х гг. они отошли от прежних тем и героев.

Они привели в литературу и на подмостки театров нового героя - молодого человека из социальных низов, обитателя провинциальных промышленных городов и предместий.

Страстно, порой даже нарочито грубо эти молодые люди пытались разрушить отведенные им границы жизни, проложить свой «путь наверх». Новой была и манера повествования, избранная « сердитыми », - предельно непосредственная, открытая, благодаря которой их произведения не только отличались эмоциональной насыщенностью, но казались своего рода спонтанным всплеском чувств, никак художественно не организованным.

Так, главный герой «Оглянись во гневе» Джимми Портер видел мир таким:

Всем все безразлично. Все пребывают в состоянии упоительной лени. Я с вами скоро вообще обалдею. Уверен, вы поставили своей целью свести меня с ума. Боже мой, как хочется хоть какого-то душевного подъема, хоть совсем немного. Просто услышать теплый, проникновенный голос — «Господи! Я живой!» Есть мысль — немного поиграем? Давайте притворимся, что мы человеческие существа и действительно живем. Почему для смеха не повалять дурака? Притворимся, будто мы люди.

Часто авторы придавали протесту социальный, «левый» характер, демонстрируя, что он направлен против «буржуазных» общественных ценностей

1) Д. Осборн - Оглянись во гневе

В центре этой пьесы - Джимми Портер. Джимми представляет собой "раздражающую смесь искренности и насмешливой злости, мягкости и беззастенчивой жестокости. Он нетерпеливый, навязчивый и самолюбивый — сочетание, которое может равно оттолкнуть и чувствительных и бесчувственных. Въедливая и бескомпромиссная честность, которая ему свойственна, привлечет немногих". Джимми уже 4 года женат на Элисон, которая по социальному статусу была выше его. Не в силах сдержать свой вспыльчивый нрав, он вымещает своё недовольство моралью и социальными устоями английского общества, высмеивая родственников жены, делая грубые выпады против неё самой. Она уже не в силах терпеть его характер. И в этот момент приезжает её бывшая подруга из "прошлой жизни"...

Господи, как я ненавижу воскресенья! Вечно тоска и однообразие. И никуда от этого не денешься. Вечно одно и то же: газеты, чай, стук утюга. Несколько часов — и долой еще одна неделя. Уходит молодость!

Он здоровенный малый. Ты бы послушал, сколько патентованных банальностей изрекали его уста. Воплощенная пошлость на высшем уровне — вот что такое братец Найджел. Попомни мое слово: однажды он еще станет министром.

Все бегут от тяжести существования и более всего — от любви... Бесполезно обманывать себя в любви. В любви нельзя остаться с чистыми руками, это тяжелая работа. Любовь требует нервов и сил. И если ты неспособна примириться с мыслью о сотрясении своей прекрасной, чистой души, тогда тебе лучше отказаться от мысли жить, как люди, и сделаться святой. Ты просто не сможешь жить как человеческое существо. На земле надо жить по-земному, выбора нет.

2) Д. Брэйн - Путь наверх

Главный герой книги - честолюбивый провинциал Джо Лэмптон, который приезжает в соседний город в надежде сделать карьеру и найти своё место под солнцем. Перед ним непростой выбор. Он может соблазнить Сьюзен, дочь богатых родителей. Этот шаг откроет перед ним возможности быстрого продвижения по лестнице престижа. Но на самом деле ему гораздо ближе Элис, которая намного старше его и уже замужем. Что же он выберет?

Так много самых разнообразных чувств волновало меня, что я, словно ребенок перед огромной коробкой шоколадных конфет – вроде тех, что продавались до войны,- никак не мог решить, какую же шоколадку мне отправить в рот сначала: простой, чуть горьковатый шоколад «Я провожу вечер с хорошенькой девушкой», нежный, сладкий молочный шоколад «Любовь», шоколад с ореховой начинкой «Тщеславие» или самый соблазнительный из всех, с начинкой из крепкого рома – «Я выиграл у тебя, Джек Уэйлс».

3) К. Эмис - Счастливчик Джим

в дурацкие ситуации, производит на своих коллег неважное впечатление. Правда коллеги и сама история Диксону тоже не нравятся. Но делать нечего – в штат попасть всем хочется, поэтому, мысленно рисуя карикатуры на своих сослуживцев и строя смешные рожи, Диксон пытается выглядеть как все. Однако вскоре Джим встречает девушку свой мечты, и эта встреча меняет всё...

Диксона мучило другое – необходимость произнести вслух название статьи, которую он написал. Это было превосходное название. В нем, как в зеркале, отразилась пустота и бессодержательность самой статьи, вся эта похоронная процессия смертельно скучных фактов, однообразно нанизанных друг на друга, и тот псевдонаучный свет, который они проливали на псевдонаучные проблемы. Диксону приходилось читать и перелистывать десятки подобных статей, но его собственная казалась ему хуже всех – столько в ней было педантичного самодовольства.

- Если вы, ваше преосвященство, не знаете, что надо делать, я вам этого показать не могу, как сказала одна актриса епископу