Приглашаем посетить сайт

Билеты (вариант 2)
Общая характеристика литературного процесса ХХ века.

1. Общая характеристика литературного процесса ХХ века.

Литература как самый чуткий вид искусства стояла в зависимости от общественных процессов 2-й половины ХХ в. Она реагировала на национально-освободительное движение, на молодежное движение 60-х гг., на агрессию стран капитализма в Индокитае, на смену политических ориентаций правящих режимов т. д. Литературное искусство в разных странах имеет свои национальные особенности, мы отметим лишь слабые общие закономерности литературного процесса 2-й половины ХХ в.

Во второй половине ХХ в. стремительно расширяется международный диапазон литературы. На мировую арену выходят национальные литературы освободившихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Становятся всеобщим достоянием сокровища их древней культуры, ранее находившиеся в забвении.

Во 2-й половине ХХ в. становятся распространенным явлением международные литературные контакты. В западной литературе ощущаются настроения пессимизма, обреченности, страха перед будущим. Научно-технический прогресс в общественных отношениях наложили отпечаток в тематике литературы. Космос, роботы. Компьютеры стали объектами интереса многих писателей.

«массовая» литература и «большая» литература. Массовая литература заполняла полки книжных магазинов, она рассчитана на общий потребительский уровень, с целью отвлечь, развлечь, позабавить человека, пощекотать ему нервы и т. д.. Обычно эта многотиражная литература создается по определенному шаблону (драматизация сюжета и сексуальные приключения, отождествления героя с читателем, «хеппи-энд» для улучшения настроения и ничего общего с искусством не имеет, хотя случаются исключения (например английские шпионские и детективные романы).

В большой литературе происходят творческие поиски, которые влияют на литературный процесс, преобразуют литературу, развивают ее. Демократический накал Сопротивления, когда под одной крышей объединились писатели совершенно разных эстетических убеждений, существенно повлиял на дальнейшее послевоенное творчество тех, кто участвовал в антифашистском движении. Это сказалось на развитии неореализма, характерного для Италии (романы Альберто Моравия). Но вскоре временное единение ушло в прошлое, и литература стала представлять собой пеструю разнообразную картину, в которой время от времени одни цвета менялись на другие, но количество их всегда было большим.

Мощным явлением литературы 2-й половины ХХ в. стала литература модернизма. Особенно ярко это проявилось в драматургии (театр абсурда или антитеатр, пьесы Ионеско и Беккета) и поэзии. Поэты отгораживали от реальности, предлагая себе и узкому кругу реальность, созданную ими самими.

«Листки Гипоса» (1946) – дневник военной жизни партизанского соединения («Между миром и мной нет досадной завесы»), но после войны Шар возвращается к новым экспериментам в поэзии. Его творчество очень разнообразно, своим учителем его считают авангардисты, заводящие поэзию в дремучие дебри, и поэты реалистического склада.

Формалистическими поисками - игрой слов, обыгрыванием отдельных слогов,непонятных неологизмов, занималась группа УЛИПО. Созданная в ноябре 1960г. Группа поставила своей задачей выработать правила конструирования стиха без поэтического вдохновения, как в математике. Видными представителями группы были Рэмон кено и Жак Рубо. Кено предлага читателю сасмостоятельно складывать сонеты. Литература 2-й половины ХХв. Была представлена произведениями критического реализма, неоромантизма, новым реализмом, фантастической литературой и т. д. Каждая литературная держава (Франция, Англия, США, ФРГ) развивалась особо, поднимая в литературе животрепещущие проблемы, характерные для нее (в США- проблема негров, в ФРГ – проблема ноефашизма, в Англии – антиколониальные идеи и т. д.), но были общие моменты, связанные с общеисторическими явлениями молодежного движения 60-х годов, прокатившегося по всем странам, угрозы ядерной войны, связанной с гонкой вооружений, и распостранение пессимизма и неверие в прогресс.

«нового реализма» 70-хг. (Франк Венай, Пьер Тильман, патрис Дельбур, Даниель Биг и д. р.) В ней много конкретики, мало патетики, она крепко заземлена в типичной ситуации. Ее герой – человек, находящийся в стрессовой ситуации, болезненно реагирующий на любое прикосновение реальности. Тема одиночества, трагической судьбы молодого героя и бездуховности современного буржуазного общества отражены в произведениях Генриха Белля («Глазами клоуна», 1963). В романе американского писателя Джерома Селинжера «Над пропастью во ржи» (1951). В романе нет ни одного слова о маккартизме. Но атмосфера лжи, лицемерия окружает главного героя, 16-летнего американского подростка Холдена Колфолда. Ему все осточертело, он поменял уже 4 школы, где много непорядочных. Вороватых учеников, где директор школы лебезит перед богатыми родителями и еле заметно здоровается с бедными. Колфильд – нормальный подросток, он любит родителей, сестренку Фибби, но он не хочет жить так, как живут все вокруг. Но как жить иначе он не знает. Но ему очень хочет уберечь маленьких ребятишек от пропасти, которые играют рядом с ней во ржи.

Знаменитый фантаст Рей Бредбери тоже пессимистично смотрит в будущее. Его общество будущего в романе «451 градус по Фаренгеуту» составляет бездуховные, аргессивные люди, подчиненные власти вещей.