Приглашаем посетить сайт

Билеты (вариант 1)
Литература антифашистского сопротивления. Поль Элюар, Робер Деснос, Юлиус Фучик.

Литература антифашистского сопротивления. Поль Элюар, Робер Деснос, Юлиус Фучик.
 

Поль Элюар, Робер Деснос, Юлиус Фучик. 1939-45 – создана масса антифашист произведений, жанры наиболее быстро реагирующие – поэзия и публицис-тика. Страны оккупированные Герм и фашист Италией, страны фашист коалиции создавали свою литературу. Наряду с этими произведениями создавалась литература народного фронта, к-рая отражала реакицю на приход гитлера к власти. 1934 – фашист путч во Фр, 36 – фашист диктатура в Греции, 37 – Испания. Народный фронт – система идей, философ концепции, искусство с новыми формами и ритмами, лексикой, все подчинено идеи защиты личности и свободы. Популярны малые формы: песня – протест фашист настроениям, необходимость сплочения перед лицом фашист угрозы, все прогрессивные силы приходят к осознанию роли народа в противостоянии фашизму. Гуманистам пришлось искать новые методы борьбы, а лит-ам – тема ненависти, новые формы, жанры. На западе происходит политизация литературы – публикуют Фадеева, гладкого, Маяковского. Создаются объединения писателей во ФР, Герм. Греции. Издаются антифашист манифесты, жур-лы. Обращение к истории в теме класс борьбы (фр революция). 30-е гг обусловлены борьбой писателей, искусства, слова, было приравнено к оружию; годы проведения конгрессов в защиту мира, выступления писателей с призывами, но это не смогло предотвратить Первая Мировая Война. Борьба против фашизма объединила писателей различных направлений.

Элюар (Eluard) Поль (псевдоним; настоящее имя - Эжен Эмиль Поль Грендель, Grindel) (14.12.1895, Сен-Дени, департамент Сена, - 18.11.1952, Шарамтон), французский поэт. Член ФКП (с 1942). В 1914 призван в армию. Фронтовые впечатления Э. легли в основу сборника «Долг и тревога» (1917); в 1918 опубликовал «Стихи для мирного времени». В 1919 примкнул к дадаизму. В сборниках «Животные и их люди, люди и их животные» (1920) и «Примеры» (1921) много загадочных, заумных стихов. В конце 1924 вместе с А. Бретоном, Л. Арагоном и другими возглавил группу сюрреалистов; не вполне разделяя их платформу, примыкал к сюрреалистам до 1938. Творчество Э. всё больше наполнялось демократическим содержанием, ему был во многом чужд сюрреалистский «бунт» против разума, языка, культурного наследия. В интимной и философской лирике 20 - 30-х гг. (сборники «Град скорби», 1926; «Сама жизнь», 1932, и др.) Э. стремится осмыслить реальность в духе утопической мечты о всесильном человеке-чудотворце. В 1936 выступил против франкистского мятежа в Испании. В 1939 мобилизован; вернувшись в оккупированный Париж, писал патриотические стихи (сборники «Открытая книга I, 1938 - 1940», 1940; «На нижних склонах», 1942; «Открытая книга II», 1942). Вступив в компартию, активно работал в подпольной печати. Стихотворение «Свобода» из книги Э. «Поэзия и правда 1942 года» (1942) стало поэтическим знаменем Сопротивления. В сборниках «Лицом к лицу с немцами» (1942 - 45) и «Достойные жить» (1944) гражданская лирика неотделима от лирики любовной. После войны Э. участвовал в движении борцов за мир. В сборниках «Посвящение» (1950), «Суметь всё сказать» и «Феникс» (оба 1951) развиваются темы любви, братства, утверждается гражданская позиция поэта. В 1951 совместно с П. Пикассо ыпустил сборник «Лик всеобщего мира». Дважды (1950 и 1952) приезжал в СССР. Международная премия Мира (1953).

Главное произ – стих. «Свобода» (21 строка). 1942 – сборник «Поэзия и правда». Стих «Свобода» расклеивали как листовки. Каждая строфа заканчивалась «Имя твое пишу…», только в конце произносится имя «Свобода».

Участник двух войн, активист подпольной деятельности, много стихов с полит уклоном. 1917 – «Долг и тревога», «20 – «Животные и их люди», 44 – «Мужество», 51 – «Лицо мира». Стихи отличает богатая образность, «прошел путь от горизонта одиночки у горизонту всех людей». Сборники проиллюстри-рованы знаменит худ-ами Пикассо, Марк Шагал («Жаркая жажда жить» 44).

Деснос (Desnos) Робер «словесной алхимии» пробивалась неподдельная страсть и мятежная неприязнь к мещанскому укладу жизни (сборник «Душой и телом», 1930). Порвав в 1930 с сюрреалистами, Д. под воздействием Народного фронта выработал точную поэтическую речь, вобравшую в себя фольклор парижских улиц и запечатлевшую повседневность с её бедами и счастьем любви, очищенной от болезненного надлома (сборник «Достояния», 1942). Участник Движения Сопротивления, Д. был арестован в 1944 гестапо и погиб в концлагере. Его книги «Бодрствование» (1943) и «Страна» (1944), а также стихи, опубликованные посмертно, - один из самых проникновенных памятников трагической и героической поэзии той поры. Умер от истощения, прошел несколько гителр лагерей. Фр поэт, начинал как сюрреалист, один из первых кто с ними порвал. 1930 – памфлет «Труп». Социал воззрения, сотрудничал с соцжур-ми, подпольный писатель. 1944 – арест. 1920-40 – выходили его сборники.

Фучик (Fucik) Юлиус университета. С 20-х гг. один из редакторов печатных органов КПЧ - газеты «Руде право» («Rudé právo»), журнала «Творба» («Tvorba»). Репортажи и очерки Ф. были выдающимися образцами партийной публицистики тех лет. В центре литературно-критических интересов Ф. - разработка концепции социалистического искусства. В 1930 и 1934 - 1936 был в СССР, которому посвятил книгу «В стране, где наше завтра является уже вчерашним днём» (1932) и обширный цикл художественных очерков. Многообразная деятельность Ф. 2-й половины 30-х гг. проникнута духом антифашисткой борьбы. По заданию партии писал боевые статьи, в которых призывал народ к отпору фашистских захватчикам (вошли в сборнике «Мы любим свой народ», 1948). В период гитлеровской оккупации Чехословакии опубликовал под псевдонимом цикл патриотических статей и эссе о лучших представителях демократической культуры (Б. Немцовой, К. Гавличеке-Боровском, Я. Неруде и др.). С 1941 Ф. как член нелегального ЦК КПЧ руководил подпольными изданиями партии, в которых были опубликованы его обращения к чешскому народу. В апреле 1942 арестован гестапо, летом 1943 увезён в Германию и казнён.

Находясь в застенках пражской тюрьмы Панкрац, создал книгу «Репортаж с петлей на шее» (опубликован в 1945; рус. пер. под название «Слово перед казнью», 1950, переведена ещё на 70 языков) - документально-художественное свидетельство о героизме борцов антифашистского Сопротивления, одно из значительных произведений социалистического реализма в чешской литературе. В книге суммированы размышления Ф. о смысле жизни, о мере ответственности каждого человека за судьбы мира. Международная премия Мира (1950, посмертно). В ЧССР учреждена Союзом журналистов премия им. Ф.