Приглашаем посетить сайт

Билеты (вариант 1)
Тема русской революции в творчестве зарубежных писателей: Джон Рид, Герберт Уэллс, Лион Фейхтвангер, Артур Кестлер.

Тема русской революции в творчестве зарубежных писателей: Джон Рид, Герберт Уэллс, Лион Фейхтвангер, Артур Кестлер.
 

Война и революция политизировали литературу. Эстетическое влияние русской революции на литературу заключается в распространении идей классовой борьбы и диктатуры пролетариата, в революционном выходе из тупика, но пассивность отталкивала писателей. Некоторые воспринимали рев-ю как выход из тупика. Также рев-я оказала воздействие на формирование новой личности в литературе 20 в.

Джон Рид (1887-1920) – американский писатель, профессиональный журналист, создал сплав публицистического репортажа и художественного свидетельства. Первый написал об Октябрьской революции. Постелил многие страны охваченные революционными настроениями. Он всегда не просто свидетель, а участник событий. 1919 – «10 дней, которые потрясли мир» - книга ценна тем, что содержит много документального материала. написана динамично, состоит из 12 глав. Жанр книги своеобразен, много фактов, документов, есть лирические комментарии. Использует прием монтажа повествования. В России книга переиздавалась 30 раз.

– англ писатель, считался родоначальником социально-философской научной фантастики. Член Фабианского общества, автор теории технократии -«Машина времени», «Человек-невидимка». 1920 – Москва и С-П. Свои впечатления отразил в книге «Россия во мгле», посвящена Октябрьской революции, Россия отражена безо всякого романтического ореола. Уэллс испытывал большие сомнения в перспективах революции, судит о ней с позиции либерала. По его мнению технократическая рев-я должна изменить жизнь. Главная проблема – тяжелый физический труд, что во многом вызывает недовольство масс, следствие рев-я. Верит, что путем длительного воспитания можно превратить в коллективное общество. Во время его визита с сыном в Россию правительство опекало их.(охрана, спецвагон, встреча с Ленином в Кремле, попытка огородить его от негативных впечатлений). Но его «впечатления величайшего и непоправимого краха. История такого краха не видела». Считает, что в российских событиях повинны западноевропейский империализм, а не коммунизм. Уэллс отрицательно относится к Марксу, идеям классовой борьбы. Старается объективно оценить возможности большевиков. 7 глав книги посвящены событиям в С-П (закрытые магазины, мертвые улицы, огромные дворцы запущены). Называет Ленина «кремлевским мечтателем». Много размышлял о сущности большевизма. Но увидел и хорошее, называет интеллигенцию «островками спасения среди потопа». Его книга это ценное свидетельство о русской жизни 20-х гг. ее объективное освещение и беспристрастный анализ русской революции.

– «Москва 1937» - книга не сразу была переведена на русский язык, содержалась в спецхранилищах. Ф. лояльно относился к советскому государству. Пафос его книги направлен на критику. Присутствовал на суде членов Троцкистской группировки. Все воспринял как должное. Отметил психоз вредительства, чем и объясняет группировку. Встречался со Сталиным, поднял вопрос о свободе и диктатуре, культе его личности. Все свои выводы в книге подкрепил цитатами Сталина. В главе «Нездоровая атмосфера» говорит о фашизме и гителризме, но сознательно закрывает глаза и превозносит политику Сталина.

– психолог, жур-ст, 1926-1939 западный корреспондент в российских газетах. Богатый полит опыт, коммунист, член компартии Германии, был в плену у фашистов, избежал расстрела. Писал политические романы с четким звучанием публицистики. В рассуждениях говорит о том, что револ идеи идут к своей деградации.

– публицистика, в основе к-рой лежат свидетельства и документы, репортажи, беллетристика, очерки, эссеистика. В начале века публицистика очень популярна, ее качество переносится на прозу и роман, т. к. жанр романа в классическом варианте оказался устаревшим, не отвечающим запросам общества. В Европе проходили литературные дискуссии по проблеме «Роман или репортаж?». Редко в пользу репортажа. Распространенное мнение о об успешной конкуренции репортажа и романа. Жанр романа использовал давление тематики классовой борьбы – Барбюс, Ролан (последняя часть романа «очарованная душа» - симбиоз романа и документа- листики).